|
|
Книга Руфи
Глава
4
1 Вооз вышел к воротам и сидел там. И вот, идет мимо родственник, о
котором говорил Вооз. И сказал ему [Вооз]: зайди сюда и сядь здесь. Тот
зашел и сел.
2 [Вооз] взял десять человек из старейшин города и сказал: сядьте здесь.
И они сели.
3 И сказал [Вооз] родственнику: Ноеминь, возвратившаяся с полей
Моавитских, продает часть поля, принадлежащую брату нашему Елимелеху;
4 я решился довести до ушей твоих и сказать: купи при сидящих здесь и
при старейшинах народа моего; если хочешь выкупить, выкупай; а если не
хочешь выкупить, скажи мне, и я буду знать; ибо кроме тебя некому
выкупить; а по тебе я. Тот сказал: я выкупаю.
5 Вооз сказал: когда ты купишь поле у Ноемини, то должен купить и у Руфи
Моавитянки, жены умершего, и должен взять ее в замужество, чтобы
восстановить имя умершего в уделе его.
6 И сказал тот родственник: не могу я взять ее себе, чтобы не расстроить
своего удела; прими ее ты, ибо я не могу принять.
7 Прежде такой был обычай у Израиля при выкупе и при мене для
подтверждения какого-либо дела: один снимал сапог свой и давал другому,
[который принимал право родственника,] и это было свидетельством у
Израиля.
8 И сказал тот родственник Воозу: купи себе. И снял сапог свой [и дал
ему].
9 И сказал Вооз старейшинам и всему народу: вы теперь свидетели тому,
что я покупаю у Ноемини все Елимелехово и все Хилеоново и Махлоново;
10 также и Руфь Моавитянку, жену Махлонову, беру себе в жену, чтоб
оставить имя умершего в уделе его, и чтобы не исчезло имя умершего между
братьями его и у ворот местопребывания его: вы сегодня свидетели тому.
11 И сказал весь народ, который при воротах, и старейшины: мы свидетели;
да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию,
которые обе устроили дом Израилев; приобретай богатство в Ефрафе, и да
славится имя твое в Вифлееме;
12 и да будет дом твой, как дом Фареса, которого родила Фамарь Иуде, от
того семени, которое даст тебе Господь от этой молодой женщины.
13 И взял Вооз Руфь, и она сделалась его женою. И вошел он к ней, и
Господь дал ей беременность, и она родила сына.
14 И говорили женщины Ноемини: благословен Господь, что Он не оставил
тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле!
15 Он будет тебе отрадою и питателем в старости твоей, ибо его родила
сноха твоя, которая любит тебя, которая для тебя лучше семи сыновей.
16 И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему
нянькою.
17 Соседки нарекли ему имя и говорили: `у Ноемини родился сын', и
нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова.
18 И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома;
19 Есром родил Арама; Арам родил Аминадава;
20 Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
21 Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида;
22 Овид родил Иессея; Иессей родил Давида.
1-12.
Торжественное принятие Воозом обязательств относительно удела Ноемини и
Руфи и брака с последней. 13-17a. Брак Вооза и Руфи и рождение у них
сына Овида. 17b-22. Родословие Давида.
1-2. Желая скорее устроить дело Руфи (см. III:18), Вооз рано утром
(III:18) приходит на площадь у городских ворот - обычное в городах
Востока место всех общественных собраний (Быт XIX:1, сн. Пс IXVIII:13),
торговых сделок (Быт XXIII:10-13, 16, 18) и покупок (4 Цар VII:1),
судебного разбирательства (Втор XVI:18; XXI:19), в частности, касательно
левиратного брака - в случае отказа деверя от этого брака (Втор XXV:7).
Сюда Вооз пригласил и родственника (goeI) Ноемини и Руфи, о котором Вооз
упоминает в разговоре с последней (III:13); обращение Вооза к этому
родственнику выражено неопределенным выражением евр. "peIom aImoni" (по
Мидрашу, S. 53, - невежда в законе, не знавший, что запрещение Втор
XXIII:3 относится только к мужчинам моавитянам, а не к женщинам),
соответствующим греч. deina, слав. онсице (Мф XXVI:18) - "такой-то".
Возможно, что этот необходимый для решения дела человек нарочито был
приглашен Воозом (так передает И. Флав. Древн. V, 9, 4), как нарочито
были приглашены им и свидетели из старейшин (о старейшинах в Вифлееме
упоминается далее в истории Самуила 1 Цар XVI:4) - в количестве десяти,
какое число в Иудейском предании считалось минимальным для
богослужебного собрания (см. Таргум иерус. на Исх XII:4), как и для
всякого общественного дела (1 Цар XXV:5). И. Флавий (цит. м.) говорит,
что Вооз позвал к воротам города и Руфь, но это не подтверждается
библейским текстом и даже, пожалуй, противоречит III:18 (ср. наше
замечание к этому месту).
3-6. "Достоин удивления разговор с ближайшим родственником. Не прямо
повел он речь о браке, но заговорил о приобретении полей. Потом, когда с
удовольствием принял тот предложение сие, Вооз присовокупил слово и о
браке, сказав: справедливость требует вступающему во владение полей
после умершего взять себе и жену его и чадорождением сохранить память
скончавшегося; но тот по причине брака отрекся и от предлагаемых полей"
(блаж. Феодорит, стр. 317). Благоразумно и тактично также Вооз, начиная
речь об уделе покойных Елимелеха и сыновей (ст. 3), называет только
Ноеминь, не упоминая пока о Руфи, - "Ноеминь продает", с евр. :
"продала" (makerah, LXX: dedotai Nwemein, слав. дадеся Ноеммине..., Vulg.
vendet Noemi), т. е. по возвращении из Моавитской страны, или же это
было сделано Елимелехом при удалении, туда (I:1-2); так или иначе, по
закону (ужичества) - о не отчуждаемости уделов от колена в колено (Чис
XXVII:1-11; XXXVI:6-9), проданный было Ноеминью участок Елимелеха должен
был быть выкуплен кем-либо из близких родственников его (по Лев XXV:15),
каких в данном случае оказывалось лишь два: не названный по имени и Вооз
[Право Ноемини или собственно Руфи продать участок умершего мужа
подтверждает Талмуд говоря: "ожидающая деверя получила имущество: школы
Шаммая и Гиллеля согласны в том, что она продает и дарит, и сделка
действительна". Мишна. Иевамот IV, 8 (рус. перев. Н. Переферковича. Спб.
1900 г., с. 38)]. Первый, выразивши было согласие выкупить удел Ноемини
(ст. 4), тотчас же отказался от этого, как скоро услышал об обязанности
брака с Руфью (ст. 5): может быть, его отклоняла суеверная боязнь вдовы
Махлона (подобную боязнь выразил, по Быт XXXVIII:11, Иуда относительно
Фамари после смерти двух мужей - ее сыновей Иуды, ср. Тов III:7-8;
VI:14-15), хотя сам он указывает другую причину отказа - боязнь
расстройства его собственного удела (ст. 6); Мидраш (S. 53-54), как уже
сказали, видит здесь следствие невежества его в законе и опасения
нарушить последний браком на моавитянке (ср. Втор XXIII:3).
7-8. Упоминаемый здесь обычай снятия сапога одним и передачи его другому
И. Флавий (Древн. V, 9, 4) несправедливо отождествляет с законом и
обрядом так называемой (доселе существующей у евреев) халицы (от
еврейского глагола chaIaz, разувать) [Акт халицы и порядок ее помещены в
прибавлении к русскому переводу тр. Иевамот (Спб. 1900 г), с. 103-109]
или освобождения деверя от обязанности левиратного брака с невесткой
(Втор XXV:9-10). Смысл, цель и обстановка обряда в том и другом случае
различны: в первом случае (как здесь, Руфь IV:8) имеющий право
собственности сам отрекался от нее и символически выражал это передачей
сапога (символ владения, Пс LIX:10; CVII:10), тогда как "халица"
совершалась самой невесткой, получившей отказ в браке от деверя: она
снимала у него сапоги и плевала ему в лицо (Втор XXV:9-10; И. Флав.
Древн. IV, 8, 23), что было позором для "разутого" (chaIuz) на всю
жизнь.
9-10. Теперь Вооз уже свободно и со всей решительностью берет на себя
обязательство как выкупа удела, так и брака с Руфью. "Достойны удивления
в сказанном и благочестие и точность. Не нарушаю, говорит, закона тем,
что беру в жену моавитянку; напротив того, исполняю Божественный закон,
чтобы память умершего сохранилась не угасшею" (блаж. Феодорит, с. 318).
Впрочем, в последующих родословиях (ст. 21; 1 Пар II:12; Мф I:5; Лк
III:32), рожденный от брака Вооза и Руфи Овид называется сыном Вооза, а
не Махлона: благочестие Вооза сделало его достойным занять место в
родословной Давида и Иисуса Xриста преимущественно пред Махлоном.
11-12. Старейшины и народ не только свидетельствуют и подтверждают
легальность объявленного Воозом брака, но и благословляют предстоящий
брак с упоминанием дорогих всем евреям имен праматерей их Рахили и Лии
(первой называется Рахиль, как любимая жена Иакова, ср. Быт XXIX:31,
XVIII:7 и др.). Сомнительно предположение блаж. Феодорита (там же),
будто эти слова благословения дают мысль, что у Вооза была и другая
жена. Упоминание о Фаресе (ср. Быт XXXVIII:29; XVI:12) тем более
уместно, что с него начинается (ст. 18) родословие Вооза.
13. Благословение Божье на браке Вооза и Руфи сказалось беременностью
последней и рождением сына, который вифлеемскими женщинами, конечно, не
без участия родителей, назван был Овидом (ст. 17), с евр. obed -
служащий, т. е. Богу и людям.
14-16. Смысл имени объясняется в этих заключительных стихах, почти
исключительно посвященных Ноемини, некогда по воле промысла Божия
имевшей испытания (I:13, 20), а ныне судьбами того же промысла
получившей великое утешение - близкого родственника (gёI), отраду и
питателя - в Овиде. "Сие по буквальному разумению означает утешение
Ноемини, по самой же истине - обращение вселенной. Ибо отсюда процвело
спасение вселенной" (блаж. Феодорит, с. 319).
18-22. В родословии этом возможно предположить пропуски отдельных имен и
поколений: трудно допустить, чтобы на протяжении почти тысячелетия от
Фареса до Давида сменились лишь 9-10 поколений (ср. 1 Пар II:9-15). Но
мессианская идея, выразившаяся как в этом родословии (ср. Мф I:3; Лк
III:31-33), так и в изображаемом книгой Руфь вступлении язычницы в
церковь ветхозаветную, сообщает всей книге Руфь великую важность [Не
лишено значения то обстоятельство, что кн. Руфь издревле читается у
евреев в праздник Пятидесятницы - праздник не только жатвы (о которой
говорится в книге), но и дарования закона на Синае, который, по Мидрашу,
был возвещен всем народам, но не был ими принят. Новозаветная
Пятидесятница, сменившая Ветхозаветную, есть праздник излияния Духа
Божия на всякую плоть (Иоил II:28; Деян II:17). Область Мааха лежала на
севере Заиорданской страны при подошве Ермона (Втор XIII:14; Haв
XIII:13)].
Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник Д.
А. Глаголев