|
|
Книга пророка Ионы
Сведения о пророке Ионе.
Сведения о пророке Ионе, как о большинстве ветхозаветных
боговдохновенных писателей, отличаются большою скудностью. Книга,
надписываемая его именем, подробно сообщая об его деле — посольстве и
проповеди в Ниневию, о нем самом ограничивается замечанием, что он был
«еврей, чтитель Бога небесного, сын Амитая» (слав. Амафии). Ценное
восполнение к этим сведениям дает 4-я книга Царств. Сообщая о расширении
пределов Израильского царства при Иеровоаме II-ом, она замечает, что это
совершилось «по глаголу Господа Бога Израилева, его же глагола рукою
раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера» (ХIV:25).
Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте
деятельности пророка Ионы. Родом из Гефаховера, он, значит, происходил
из Завулонова колена, в котором был этот город (Нав XIX:13) и
принадлежал к пророкам Израильского царства. Его имя связывается с
царствованием Иеровоама II, который воцарился в 835-м г. до Р. X. и
занимал израильский престол 41 год (4 Цар ХIV:23). Войну с Сирией,
результатом которой по предсказанию Ионы было расширение границ
Израильского царства, следует отнести к началу царствования Иеровоама II,
так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Иоасом) и
им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к
более раннему времени. Если пророчество Ионы исполнилось в начале
царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, еще
в предшествующее царствование Иоаса. Этому царю пророк Елисей пред
смертью предсказал, что он победит Сирийцев, только «не до скончания» (4
Цар XIII:14–20). Пророчество Ионы об окончательной победе над Сирией и
восстановлении древних границ Израильского царства является таким
образом продолжением и дополнением пророчества Елисея и произнесено
было, вероятнее всего, тому же самому Иоасу в утешение. Из сказанного
следует, что пророк Иона жил в половине IX в. до Р. Х.; значит по
времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам
свои писания. Он был младшим современником Елисея и даже, может быть,
пророка Илии и их преемником по пророчеству. Иудейское предание не без
основания считает его учеником пророка Елисея, получившим воспитание в
тех пророческих школах, которые были основаны Илиею (4 Цар II:2–6;
VI:1–8); оно отождествляет его с тем стремительным юношею, которого
Елисей послал помазать на царство Ииуя (4 Цар IX:9–11). Другое предание,
передаваемое блаж. Иеронимом, считает пророка Иону сыном сарептской
вдовы, воскрешенным Илиею (3 Цар XVII:17–23). Эти предания,
устанавливающие связь Ионы с великими израильскими пророками — Илиею и
Елисеем, приняты Православною Церковью и включены в службу этому пророку
на 22 сентября. Дальнейших сведений о деятельности пророка Ионы мы не
имеем, кроме рассказа его книги о проповеди в Ниневии. Другие места
Библии, в которых упоминается об Ионе (Тов XIV:8; 3 Мак VI:6; Мф XII:46;
Лк XI:30–32), только утверждают этот факт. О конце жизни пророка и его
смерти мы узнаем из предания. По одному из них, пророк Иона после
проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер.
Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ селения Мозуля,
где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из
Ниневии и умер на своей родине в Гефаховере. И здесь, как и близ
Ниневии, находится чтимая гробница пророка. Последняя версия о смерти
пророка Ионы подтверждается словами 3 кн. Маккавейской, что «Иону после
пребывания его во чреве кита морского «Бог показал невредимым всем
присным» (VI:6). Значит в отечество он возвратился.
О существе и происхождении книги пр. Ионы.
Вопрос о существе книга пророка Ионы в экзегетической литературе
решается неодинаково. Самое древнее мнение, опирающееся на прямое
свидетельство библейского текста, считает книгу пророка Ионы
историческим повествованием, передающим рассказ о действительных
событиях и лицах. Другое мнение, развиваемое и широко аргументируемое в
критической литературе, не признает книгу Ионы подлинной историей,
потому что многое в ней представляется необычайным, непонятным по своей
чудесности и невероятным исторически. Защитниками второго мнения книга
пророка Ионы считается в той или другой мере вымышленным произведением.
Одни видят в ней рассказ о бывшем пророку видении, другие считают ее
апологом, аллегорией или притчей, рассказанной с нравоучительной целью,
третьи принимают ее за легенду, изукрасившую простой и естественный факт
чудесными и невероятными подробностями. Мы не будем останавливаться на
том, насколько удачно сближение книги пророка Ионы с указанными выше
литературными формами; уже самое многообразие попыток представить книгу
Ионы не в форме исторического рассказа говорит о том, что ни одна из них
вполне не удовлетворяла. Все эти попытки вытекают из мысли о
невозможности представить рассказанное в книге Ионы действительно
происшедшим событием. При объяснении текста книга мы постараемся
устранить затруднения к историческому пониманию ее, а теперь приведем
свидетельства посторонние ей в пользу исторического ее характера.
Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы
мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано
историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее
встречающих возражение, пребывания пророка во чреве кита (3 Мак VI:6) и
его проповеди в Ниневии (Тов XIV:8). Затем Иосиф Флавий, передавая в
своих «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы,
считает ее за подлинную историю. Только при историческом характере книги
Ионы возможно было, что она включена была ветхозаветною церковью в канон
священных боговдохновенных книг; произведение вымышленное или искажающее
действительность не могло пользоваться таким великим уважением. Вслед за
ветхозаветною церковью и древнехристианская понимала и толковала книгу
Ионы в историческом смысле. Она в данном случае следовала непререкаемому
авторитету Самого Иисуса Христа. Отвечая на требования фарисеев от Него
чудес, Он сказал, что наибольшим знамением для них должен служить факт
пребывания Ионы во чреве кита: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и
три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три
ночи» (Мф XII:40). Эти слова Спасителя могли иметь свою убедительную
силу только в том случае, если он говорил о действительном факте.
Знамением чуда воскресения Христова могло быть другое аналогичное ему и
непременно историческое (а не вымышленное) чудо. В такой же мере
Спасителем засвидетельствован исторический характер и другого события
кн. Ионы — покаяние ниневитян. Он сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с
родом сим и осудят его; ибо они покаялись от проповеди Иониной и вот
здесь больше Иона» (Лк XI:32). Ставить ниневитян примером отзывчивости
на слово Божие Своим современникам Спаситель мог только тогда, когда и
Он Сам, и Его слушатели принимали рассказ об этом книги Ионы за
подлинную историю.
Но книга пророка Ионы не только историческое повествование, а вместе с
тем и писание пророческое. Ее пророчественно-преобразовательный смысл
указан в приведенных выше словах Спасителя (Мф ХII:40). Иона своим
трехдневным пребыванием во чреве кита преобразовал трехдневное
пребывание Спасителя в сердце земли. Это главный пункт книги, но все же
им ограничивать весь пророчественный смысл книги нельзя, ибо в таком
случае все остальное содержание ее, кроме II-й главы, будет совершенно
ненужным прибавлением, непонятно для чего рассказанным. Затем, указанный
Спасителем преобразовательный смысл книги становился понятным только
христианам, а не иудеям, — между тем именно иудейская церковь включила
ее в число пророческих книг. Ввиду всего сказанного нужно
пророчественный смысл и значение находить не в отдельных только частях
книги, а во всем ее целом, в основной идее, раскрываемой на протяжении
всей книги. Идея книги та, что спасение через покаяние может быть
даровано Богом не иудеям только, но и язычникам. Иегова не национальный
Бог евреев, а Бог всех людей. Феократия (богопроявление)
распространяется на все человечество, в Царство Божие войдут и язычники,
потому что путь в него один для всех — нравственное усовершенствование.
Раскрывая эту идею в историческим рассказе, книга Ионы приготовляла
евреев к усвоению главной мессианской идеи о духовном и универсальном
характере Царства Мессии. В век Ионы эта идея впервые так ясно озарила
религиозное сознание евреев и, как показывает пример самого Ионы,
усваивалась ими с большою болезненностью, после тяжелой борьбы с их
узконациональными предрассудками. Последующие пророки вплоть до Иоанна
Предтечи продолжали учить о спасении всех людей в Царстве Мессии, т. е.
раскрывать основную идею книги Ионы и в этом заключалась главная задача
их пророческого служения .Таким образом, книга пророка Ионы должна быть
признана первою по времени и содержанию пророческою книгою.
О происхождении книги пророка Ионы, так же как и о ее существе,
представителям критического экзегесиса высказываются весьма
разнообразные суждения. С большим старанием ищут в книге следов ее
позднейшего происхождения и на основании этого относят время ее
написания — одни к ассирийскому плену, другие ко времени иудейского царя
Иосии или в период вавилонского плена, третьи, наконец, думают, что она
написана в послепленньй период, может быть даже во времена Маккавеев.
При объяснении книги мы отметим, что те места ее, в которых видят
доказательства ее позднейшего происхождения, в действительности не
содержат в себе таких указаний, а теперь остановимся на положительной
стороне вопроса. Книгу Ионы знает И. Сирах, который говорит о двенадцати
малых пророках (XLIX:12 ст.), с ее содержанием знаком Товит (XIV:8 ст.).
Она не могла быть написана позднее 430 г., времени заключения
ветхозаветного канона, так как она вошла в него. По характеру содержания
книги вероятнее всего предположить, что она написана была самим пророком
Ионою. Никто кроме него не мог знать и так живо изобразить самые
сокровенные движения его душевной жизни, причем такие, которые служили
не в похвалу пророка. Писатель книги несомненно был в Ниневии,
ознакомился с ее жизнью и нравами. Язык изобличает в нем израильтянина,
а не иудея. Правда об Ионе говорится в книге в третьем лице, но это —
обыкновение многих священных писателей ставить в тень свою личность и
выдвигать на первый план действие через них слова Божия.