|
|
Ефесянам
Глава
6
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует
справедливость.
2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и
наставлении Господнем.
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в
простоте сердца вашего, как Христу,
6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы
Христовы, исполняя волю Божию от души,
7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал,
раб ли, или свободный.
9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и
над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет
лицеприятия.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против
козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств,
против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы
поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день
злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню
праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все
раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и
старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
19 и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с
дерзновением возвещать тайну благовествования,
20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал,
как мне должно.
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит
вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,
22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и
чтобы он утешил сердца ваши.
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь.
Отношение детей к родителям и родителей к детям (1-4). Отношения между
господами и рабами (5-9). Борьба христиан с злыми духами (10 -20).
Заключение (21-24).
1-4 Дети должны оказывать послушание своим родителям, а отцы не должны
раздражать своих детей несправедливою строгостью.
1 В Господе, т. е. во Христе. Повиновение детей родителям должно быть
вполне согласным с требованиями христианства: оно свободно, основано на
любви и не должно простираться далее позволенного законом Христовым. -
Справедливость. Этого требует и общее человеческое чувство
справедливости.
2 Первая с обетованием. Первые четыре заповеди Десятословия не имеют при
себе обещаний наград за их исполнение (некоторое исключение - вторая):
пятая заповедь - первая, в которой ясно и определено, упомянута и
награда за ее исполнение. [По Эвальду, это - "заповедь первостепенная во
всем ветхозаветном обетовании" (en epaggelia), т. е. в откровении В.
Завета]
3 Слов пятой заповеди: "доброй, которую Господь тебе дает" (Исх XX:12)
Ап. не приводит, потому что они ограничивают приложение заповеди только
областью народа Израильского (тебе), а Апостол имеет в виду дать
наставление всем детям всех наций... - Заметить нужно, что из этого
обращения к детям видно, что в Апостольской церкви и дети принимали
крещение и обучались христианской вере. Еще Ап., как и ветхозаветное
Десятословие, обещает награду детям за послушание здесь, на земле, а не
на небе. Это само по себе в большинстве случаев бывает, но, конечно, не
исключает и возможности противоположного: очевидно, Ап. имеет в виду при
этом, что воля Божия хочет именно здесь на земле наградить послушного
своим родителям ребенка.
4 Отцы. Направление воспитанию детей дает отец и потому о матерях Ап. не
упоминает. Главным ответчиком за детей является также отец. - В учении
paideia, т. е. вообще посредством обыкновенных воспитательных мер. - В
наставлении nouqesia - в словесных наставлениях, посредством разговоров.
- Господнем. Все эти меры воспитательные должны быть согласны с законом
Христа.
5-9 От рабов-христиан Ап. также требует повиновения своим господам во
имя Христово, а рабовладельцев научает мягкости в обращении с своими
рабами.
5 Господам по плоти. Душою своею, следов., раб-христианин принадлежит
только Христу. - Со страхом и трепетом - здесь несомненно эти слова
обозначают почтение, какое свойственно рабу-христианину к тому, которого
воля Божия поставила его господином. - В простоте, т. е. с полною
искренностью. - Как Христу, т. е. должны в хозяине своем, приказывающем
сделать то и то, видеть человека, действующего в силу полномочия,
предоставленного ему Христом.
6-7 Более обстоятельное изображение послушания, какое должен
раб-христианин оказывать своему господину.
8 Обещание награды послушному рабу вполне согласно с учением Самого
Господа Иисуса Христа (Мф XXIV:46, 47). Такое обещание награды именно от
Господа на небе, а не на земле было необходимо в виду того, что жизнь
раба во всяком случае была тяжела и услуги раба не всегда в достаточной
степени оценивались его господином.
9 Имея в виду рабовладельцев христиан, Ап. убеждает их так же хорошо
относиться к рабам своим, как и те относятся к исполнению их приказаний.
- Умеряя - правильнее: "не применяя меры строгости". Последние могли
быть признаваемы неизбежными только там, где рабы мыслились как люди,
враждебно настроенные к своему господину, что имело место в языческих
домах, а не среди христиан.
10-24 Христианину приходится вести трудную борьбу с злыми духами,
которые действуют большею частью чрез злых людей. В этой борьбе
христианин должен приложить все силы свои, какие ему даны в
христианстве. Борьба эта предлежит и самому Ап. Павлу, а Ефесяне должны
молиться поэтому за него, чтобы он одолел в этой борьбе.
10 Наконец - правильнее: "в остальном", "что касается остального". Ап.,
очевидно, многое бы хотел сказать Ефесянам, но все это многое он
сосредоточивает в следующем далее увещании - запастись достаточными
силами для борьбы с духами злобы, для которой они должны находить помощь
у Господа Иисуса Христа.
11-12 Всеоружие Божие - это те добродетели, о которых Ап. говорит далее
с 13-го стиха. - Плоть и кровь - это люди, враждебные христианству. Они
действуют против христиан не сами по себе, а как орудия злых духов,
думающих чрез них положить конец распространению Евангелия. -
Мироправителей - см. Ин XII:31. - Поднебесных. - Они живут не в самых
небесах, а ниже их, не в особенно большой высоте над землею.
13-15 В день злый - когда враги ополчаются на христиан со всею силою. -
Препоясав чресла истиною - т. е. утвердив в себе уверенность в
истинности того дела, за которое боретесь. Эта уверенность, как поясь на
широкой одежде, дают воину духовному ловкость в борьбе с врагами, потому
что уверенность в себе - уже половина победы. - Броня праведности, т. е.
праведные намерения, отсутствие всяких побочных интересов. - Обув
ноги... Твердым шагом пойдет тот воин, который воспитает в себе
уверенность, что несет с собою высшее благо - мир с Богом (I:2; II:14)
или спасение. Лучше перевести: "обувшись в готовность, какую дает или
сообщает Евангелие или проповедь мира".
16-17 Паче всего - точнее: "на все то, что ранее упомянуто, надо взять
или прикрыться щитом веры" - конечно, веры, как уверенности в истине
христианства. Это щит очень большой (qureoV), покрывавший все туловище
воина, в который могли попасть, без вреда для носителя этого щита, и
стрелы, которые иногда метались зажженными. - Шлем спасения, т. е.
уверенность в том, что мы спасены заслугами Христа. - Меч духовный, т.
е. подаваемый Духом Божиим. - Слово Божие - т. е. Евангелие (ср. Рим
I:16 и Мф IV:4).
18 Духовная борьба непременно должна сопровождаться молитвою к Богу. Эта
молитва - всякая, т. е. принимает различный характер по мере нужды,
какую чувствует духовный воин. Молитва должна совершаться в Духе Божием,
Который помогает нам в молитвах (ср. Рим VIII:26). При этом духовный
воин должен постоянно молиться и о всех христианах (святых), так как и
все они ведут духовную борьбу с духами злобы (постоянством и молением -
постоянно молясь). "Никогда не будет того, чтобы ты, во время молитвы,
имея в виду одного себя, таким образом, привлек к себе милость Божию"
(Златоуст).
19-20 В частности, Ап. просит у Ефесян молитв о нем самом, чтобы ему
было дано свободно высказать все, что нужно, пред римскими судьями,
чтобы на него смотрели как на посланника Христа и предоставили ему
свободно высказать повеления его Господина, Царя-Христа, как позволяется
другим посланникам выражать желания приславших их царей.
21-24 В заключении Ап. сообщает читателям, что подробности о положении
Апостола в Риме сообщит им Тихик (см. Деян XX:4). - Неизменно - en
afqarsia - нетленно. Любовь ко Христу должна быть неистленная,
неподдающаяся никаким разрушающим влияниям.