|
|
Ефесянам
Глава
4
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в
которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг
ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А `восшел' что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в
преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить
все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами,
иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа
совершенного, в меру полного возраста Христова;
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися
всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству
обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких
взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена,
получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как
поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их
невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают
всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во
Иисусе, -
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в
обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и
святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему,
потому что мы члены друг другу.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27 и не давайте места диаволу.
28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками
полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для
назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день
искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою
злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга,
как и Бог во Христе простил вас.
О
единстве в Церкви (1-16). Нравоучительные наставления общего характера
(17-32).
1-16 Призывая читателей к сохранению единения духа, Апостол выясняет
основания, на каких должно основываться это единение, и говорит при
этом, что разнообразие духовных дарований и служений, существующих в
Церкви, нисколько не мешает ее единству, а, даже напротив, содействует
достижению общей для всех членов Церкви цели - возможного совершенства.
1 Апостол, как узник в Господе (см. II:1), увещевает (parakalw по-русски
менее удачно: умоляю), в виду всего сказанного о величии христианства
(итак - oun), читателей жить так, как обязывает их жить их высокое
призвание, какого они удостоились от Бога.
2-3 Со всяким смиренномудрием. Это выражение относится к глаголу 1-го
стиха: "поступать" и обозначает ту же добродетель, какая в нагорной
беседе называется "нищетою духовною", т. е. истинное сознание своего
недостоинства и немощи, которого не хватало язычникам, гордившимся
своими личными достоинствами. - Кротостъю - в отношении к людям (ср.
1Кор.IV:21). Добродетель эта является, можно сказать, естественным
следствием смиренномудрия: сознающий свою собственную немощь всегда
будет кроток к другим, хотя бы те и вызывали его своими поступками на
гнев. - Долготерпение - продолжительное терпение всего, что неприятного
доставляют нам наши ближние. - Снисходя... Долготерпение должно быть
снисхождением, - не презрительным в отношении к людям, как существам
нравственно неразвитым и даже недостойным вразумления с нашей стороны, а
основанным на христианской любви. - Стараясь сохранять... Мир постоянно
находится в опасности разрушиться. Поэтому со стороны членов Церкви
требуется особое старание к его сохранению, к соблюдению духовного или
тесного внутреннего единения между верующими. Впрочем в выражении:
"единство Духа" можно видеть указание и на то, что единство христиан
имеет свой источник в Духе Святом. - В союзе мира - т. е. единение может
существовать только тогда, когда все верующие соединены как бы какою
связкою (en tw tundesmw): этою связкою должен быть мир - мирное
христианское настроение.
4-6 К соблюдению единства побуждает верующих то соображение что они, по
идее, представляют все единое тело и единый дух, т. е. одно тело -
Христово (ср. I:23) и один Дух - Божий, который оживляет это тело (ср.
II:18). - Как вы и призваны... Еще новый мотив к сохранению единства: у
всех верующих одна и та же надежда на будущее блаженство. - Один
Господь. - Ап. продолжает выставлять все новые и новые основания к
сохранению единства. Один Господь - т. е. Господь И. Христос есть наш
общий Владыка. - Одна вера - как вера спасающая, как условие,
требующееся решительно от каждого, желающего получить спасение (Рим
I:16). - Одно крещение - т. е. как единый путь к общению со Христом. -
Один Бог и Отец всех - т. е. все христиане суть творения Божии и в тоже
время чада Божия по усыновлению во Христе. - Чрез всех - т. е. чрез всех
христиан являет Свою силу: они служат Его орудиями.
7 Этот стих представляет возражение, которое предполагает со стороны
некоторых читателей Апостол. "Единству членов Церкви - могли сказать ему
- мешает то обстоятельство, что одному из одаренных благодатными
дарованиями членов общины Ефесской дано одно - высшее - дарование,
другому - низшее. Где же тут единство?"
8-10 Ап. здесь дает ответ на поставленное в 7-м стихе возражение. "Да, -
как бы говорит он, - Христос раздает Свои благодатные дарования по Своей
воле. Поэтому и в псалме 67-м, который несомненно имеет отношение не к
одному Давиду, а и к Мессии, сказано, что Мессия, как провидит пророк,
взойдет на высоту, т. е. станет выше всех мироправителей, возьмет в плен
враждебные Ему силы и вырвет всю добычу у этих последних и великие дары
раздаст людям, которых найдет достойными этих даров. Но это возвышение
Мессии не может иметь места без предшествующего ему Его самоуничижения:
Мессия должен сначала сойти на землю, в условия обыкновенного
человеческого существования, и Он так и поступил. Нисшедший на землю
Христос, Сын Божий, есть именно тот "восшедший", о котором говорилось в
67-м псалме. И сделал это Мессия для того, чтобы наполнить все Своею
силою и везде стать главою и владыкою (ср. Рим XIV:9)". - Заметить
нужно, что Ап. приводит место из псалма 67-го по тексту 70-ти, причем
здесь делает, согласно с своею целью, важное, по-видимому, изменение:
вместо выражения "принял дары" он употребляет выражение "дал дары". Но
Ап. имел полное право сделать такое изменение, потому что еврейский
глагол "лакат", переведенный в греч. переводе 70-ти выражением elabeV,
значит собственно: брать для того чтобы отдать другим (ср. Быт XLII:16;
Быт XV:9; Исх XXV:2). Ап. же взял только последний момент действия,
означаемого этим глаголом и перевел: дал (edwcen). - В преисподние места
земли. Некоторые древние и новые толкователи видят здесь указание не на
землю, вообще, а на ад, куда по смерти сходил Христос (см. у проф.
Богдашевского стр. 530). С этим толкованием можно вполне согласиться,
так как сошествие во ад было также со стороны Христа делом
самоуничижения, как и Его сошествие на землю. Только нельзя согласиться
с тем, что здесь дается указание на победу, одержанную Христом в аду, и
на выведение из ада людей, с верою принявших проповедь Христа: здесь, по
контексту речи, нельзя видеть такой мысли.
11 И Он поставил. Этими словами, особенно прибавкою: и Он, Ап. дает
понять, что Христос имел полное право распоряжаться раздачею духовных
даров, как Ему угодно. Он, который сначала нисшел на землю, а потом
восшел на небо, чтобы вполне таким образом осуществить дело нашего
искупления, вполне справедливо выступил как единственный распорядитель в
Церкви, поставляя одних Апостолами, других - пророками и т. д. Ап.
перечисляет здесь четыре вида служений, основанных на особых дарованиях,
полученных от Христа: 1) Апостолов - очевидно первых 12, к которым
причтен был и Ап. Павел, которые составили особый неповторяемый чин в
Церкви; 2) пророков, т. е. вдохновенных проповедников, имевших особые
откровения от Духа Святого для назидания собиравшихся на богослужение
(1Кор.XIV:3); 3) евангелистов-проповедников Евангелия, ходивших по
разным местам и 4) пастырей и учителей, деятельность которых протекала в
известном определенном месте и состояла в руководительстве известным
ограниченным кругом верующих. Что здесь разумеется один класс церковных
деятелей - за это говорит и то, что в греч. тексте пред вторым словом
"учителей" (didascalouV) нет члена, который находится пред первым
словом: "пастырей" (touV poimenaV).
12 К совершению святых, т. е. означенные служения Христос установил в
Церкви для того, чтобы святые, т. е. христиане, могли, с их помощью,
достигать предначертанного для них высокого нравственного совершенства.
- На дело служения. Эта цель достигается делом служения, т. е., чрез
деятельность вышеозначенных лиц, которая называется "служением" в
противовес стремлением некоторых сделать из своей должности нечто
порабощающее волю пасомых (ср. 1Пет. V:3). - Для созидания Тела
Христова. Под созиданием Тела Христова или Церкви (см. II:22) нужно
разуметь не только внешнее приращение Церкви, посредством обращения к
вере во Христа новых лиц, но и внутреннее укрепление ее.
13 Деятельность всех этих служителей Церкви и их преемников закончиться
может только тогда, когда будет достигнута последняя высшая цель самого
существования Церкви, т. е. когда все члены ее будут иметь веру во
Христа одинаковой ясности и чистоты и когда, следов., прекратятся всякие
споры о вере, не будет ни в ком из членов Церкви никаких колебаний в
отношении к самому существенному [Веру в Сына Божия имеют все христиане,
но познание о Сыне Божием далеко не у всех одинаковое (ср. I:17)]. Это
состояние Ап. определяет как состояние человека совершенного, т. е. с
совершенно окрепшим взглядом на жизнь, и еще точнее - как достижение
меры полного возраста Христова, т. е. такого состояния, в котором
христиане наполнятся всеми благодатными силами, исходящими от Христа
(ср. III:19).
14-15 Эти стихи зависят от стиха 11-го. Господь учредил в Церкви разные
служения для того, чтобы верующие не оставались в состоянии младенцев,
которые увлекаются разными приманками, и не позволяли себе поддаваться
всяким новым лжеучениям, которые могут быть и очень приличными на вид,
но на самом деле весьма гибельны по своей сущности (по лукавству
человеков) [Точнее это место нужно перевести так: "чтобы не быть нам
более неопытными детьми (nhpioi), которые легко могут быть (подобно
легкому челноку) унесены всяким неожиданным порывом ветра учения
(неожиданно появившимися новыми учителями веры), - не оставаться такими
детьми при той игре в кости (en th kubeia), какую ведут со всею
хитростью (en panourga) люди, приходящие в соприкосновение с
христианами, чтобы ловкими перестановками слов и понятий (proV thn
meqodeian) прельстить людей неопытных и поставить их на путь заблуждения
(thV planhV). Ап. мог видеть, как сторожившие его солдаты упражнялись в
игре в кости и потому у него сложился выше приведенный образ]... Вместо
такого увлечения верующие должны проявить стойкость в истине (вместо:
истинною любовью - лучше читать, как в слав. переводе: истинствуя, в
любви) и потом, в любви пребывая, все возращать в Христа, нашего главу.
16 Но христиане, возращая все во Христа, все направляя к Нему, не в себе
самих, а в Нем, во Христе, имеют основание для своего роста, можно
сказать, растут из Него. Только при помощи и под воздействием Христа
возможно гармоническое соединение различных, существующих в Церкви
дарований и служений. Связанное таким образом христианское общество
растет в любви для собственного созидания, т. е. для того, чтобы дойти
до возможного совершенства.
17-32 Ап. убеждает читателей вести новую, не похожую на их прежнюю,
жизнь. У них теперь совершенно другой идеал, чем в язычестве - именно
Христос. При этом Ап. обозначает и различные мелкие преступления против
христианской морали, какие очевидно имели место в Ефесской церкви.
17-19 Прежняя жизнь, какую вели Ефесяне, будучи язычниками, была очень
печальна. - По суетности ума своего. Умственная способность их была
обращена на служение суете, ничтожеству (намек на ничтожество языческих
богов ср. Рим I:18 и сл. ). - Будучи помрачены в разуме, т. е. у них
помрачился орган нравственного сознания (ср. 1Пет. I:13 и Рим I:21-22),
и они перестали ясно видеть цель жизни. Отчуждены... ср. II:12. - По
причине их невежества, т. е. причиною их умственного помрачения было
неведение о Боге, в котором однако они были виновны сами (ср. Рим I:19).
- И ожесточения сердца их. Это ожесточение или полное притупление
нравственного чувства является причиною их богоотчужденного образа
жизни, их нравственного развращения. - Дошедши до беcчувствия... Ближе
изображая это нравственное притупление, Ап. говорит, что язычники
потеряли способность чувствовать боль или скорбь при виде того позора, в
каком они находились под действием своих пороков, и потому предались
полной распущенности. Притом они не могли остановиться в своем падении и
хотели непременно сделать разные безнравственные поступки (нечистоту). -
С ненасытимостью - точнее: с одновременно владевшим ими корыстолюбием
(en pleonexia). Для роскошной жизни необходимо постоянно увеличивать
свои денежные средства. И действительно, язычники стремились во что бы
то ни стало увеличивать свои капиталы, которые и шли на разные их
прихоти.
20-24 Ефесские христиане из проповеди евангельской должны знать, что
подобная жизнь в христианстве не мыслима (но вы не так познали Христа).
- Потому что... правильнее: если только (eige) - а это для Апостола
является несомненным - они научились как должно тому, что нужно знать о
Христе [Выражение "как вы слышали" точнее должно перевести "если вы
слышали" (e?ge auton hcousate). А если так - говорят некоторые
толкователи, - то, значит, Ап. пишет не для Ефесян, относительно которых
он, конечно, не мог бы говорить в таком предположительном, как будто
неуверенном тоне, что они знают о смысле его призвания... Но здесь речь
идет не о вообще призвании Ап. Павла на служение язычникам, а о том, что
составляло внутреннюю, таинственную сторону его призвания и, как указано
в объяснении стиха 3-го, об особенном чудесном явлении ему Самого
Христа... Об этом, т. е. о всех этих таинственных подробностях призвания
Апостола он мог говорить, что они могли быть и известны, и неизвестны
Ефесянам. Сам он, очевидно, в бытность свою в Ефесе, эти подробности
избегал сообщать, и Ефесяне могли узнать о них от других проповедников].
- Так как истина во Иисусе. Эти слова нужно поставить в начало
следующего стиха, в котором показывается содержание этой "истины во
Иисусе". Поэтому их и следующие слова 22-го стиха следует передать так:
"так как истина или истинное учение о жизни, предложенное Иисусом,
состоит в том, чтобы отложить прежний образ жизни...". Ветхий человек,
т. е. их прежний языческий строй жизни должен быть отложен в сторону,
как старая, износившаяся одежда, которая уже не подходит к положению
человека, занявшего новое очень высокое положение. Этот ветхий человек
еще жив, но он истлевает постепенно в обольстительных похотях, т. е. сам
стремится к смерти, поддаваясь похотям, которые только дают вид счастья,
а на самом деле отдаляют от него. - Обновиться духом ума вашего. Свое
обновление христианин должен начать с того, что составляет, так сказать,
самую сердцевину его внутренней жизни (духом ума). - Облечься в нового
человека. Старая одежда снята и нужна новая, вполне приличная новому
состоянию человека. Такою и является для новосозданного человека
праведность (в отношении к людям) и святость (в отношении к Богу). -
Истины. Это прибавление показывает, что праведность и святость человека
должны иметь основу в истине абсолютной, евангельской.
25 Раскрывая теперь в чем состоит обновление внутреннего существа
человека в христианстве, Апостол останавливается на некоторых языческих
пороках, которые, очевидно, не были еще совсем чужды Ефесским
христианам. Наставления, какие он дает читателям в виду существования у
них таких пороков, сначала рисуют, в чем состоит христианская
праведность (с 25-го стиха IV-й главы до 3-го стиха V-й главы), а потом
изображают христианскую святость (с 3-го стиха V-й гл. по 21-й стих той
же главы). Прежде всего христиане должны отвергнуть ложь, так как они
суть члены одного и того же тела Христова, а члены тела ложью, т. е.
неправильными своими действиями, вредят здоровью всего тела и, следов.,
сами себе. Язычники, нужно заметить, очень часто позволяли себе лгать в
сношениях друг с другом.
26 В противоположность несдержанности во гневе, свойственной язычникам,
христиане, если случится им придти в раздражение, не должны доходить в
этом гневном раздражения до греха. Еп. Феофан, разъясняя это выражение,
приводит в пример человека, который в раздражении быстро ходит по
комнате. Если это человек христианин, то он не забудется до того, чтобы
оставить на земле случайно опрокинутую им комнатную мебель или др. вещи,
а непременно поднимет их... - Солнце да не зайдет... Не давайте гневу
продолжаться долее нескольких часов, в особенности не ложитесь во гневе
спать, потому что ночью вы можете еще более укрепиться в раздражении
против человека, возбудившего ваш гнев, - некому будет разубедить вас в
неосновательности вашего раздражения [Между Апостолом Павлом и Ап.
Иаковом как будто есть противоположность во взгляде на допустимость
гнева в христианине. Ап. Иаков по-видимому совершенно и безусловно
отвергает гнев (Иак. I:20), тогда как Ап. Павел допускает гнев
постольку, поскольку он не доходит до греха. Но на самом деле такой
противоположности не существует. Когда Ап. Иаков восстает против гнева,
то он имеет в виду постоянную склонность Иудеев, к каким принадлежали
читатели его послания, доходить в своем стремлении доказать истину до
самых нежелательных проявлений фанатизма. Иудеи именно даже придавали
решающее значение своим фанатическим выступлениям, полагая, что только
такие выступления их поведут к торжеству божественной правды. Между тем
Апостол Павел имеет в виду общечеловеческое свойство раздражаться при
всяких представляющихся человеку препятствиях в деле осуществления его
начинаний. К такому живому отношению человека ко всему с ним
случающемуся Апостол не мог, конечно, отнестись отрицательно: человек
есть живое и чувствующее существо, которому свойственно от природы
известным образом реагировать на все, что ему неприятно. И сам Ап.
Иаков, без сомнения, такой гнев допускал, как это видно уже из его
обличений, с какими он обращается в своем послании к богачам (гл. V:1 и
сл. ; ср. I:19: "медлен на гнев" - только!). И можно ли, в самом деле,
предположить, чтобы Апостол Иаков вообще шел против гневного строгого
выступления христианина в тех случаях, когда христианин встречается с
наглым попиранием законов правды и истины? Гнев в таких случаях является
подобием грозы, которая очищает воздух от миазмов и вредных бацилл.
Только необходимо, конечно, чтобы этот гнев проходил так же быстро, как
гроза. Иначе, если он надолго будет задерживаться в душе человека, он
поведет к дурным последствиям - ко греху, как выражается Ап. Павел. В
самом деле, большинство преступлений совершены потому, что люди не
сумели во время остановиться во гневе своем].
27 Здесь речь идет не о диаволе-сатане, а о клеветнике (diaboloV может
иметь и такое значение ср. Лк XVI:1). Если же понимать это место в
смысле предупреждения от опасности подчиниться во гневе влиянию диавола,
то это наставление будет слишком общим, так как и во всех случаях наших
грехопадений мы даем место внушениям диавола. Между тем при нашем
толковании этот стих является вполне подходящим заключением для
наставления предыдущего стиха: во гневе, который мы поддерживаем в себе
против кого-либо, мы, пожалуй, дадим веру всяким изветам злых людей
против тех, на кого гневаемся...
28 Тот, кто не отстал совсем от привычки к присвоению чужой
собственности, которою страдали большинство язычников, должен не только
перестать воровать, а еще кроме того изо всех сил трудиться (copiazw),
своими руками делая полезное и притом честное (to aga§on), чтобы иметь
возможность помогать другим. Тогдашним христианам весьма полезно было
услышать это наставление, потому что и среди них не всегда - в
особенности, конечно, у людей низшего звания, которые составляли главный
контингент Церкви - крепко было уважение к чужой собственности (ср.
1Пет. IV:15 и 1Кор.VI:10) [Ап. вероятнее всего имеет здесь в виду рабов,
у которых, действительно, как свидетельствуют древние писатели,
воровство вошло в привычку. Что Ап. говорить именно о рабах, об этом
можно заключать и из того, что он убеждает воров не к возвращению
похищенного или растраченного имущества, но требует от них усиленной
работы на пользу бедных членов Церкви: очевидно, что воры не имели
собственного имущества, которым могли бы возместить причиненный другому
с их стороны ущерб, и что они могли загладить свой проступок только
своими трудами - в то время, какое у них оставалось свободным от их
служения господам, напр., в ночное время, какое давалось рабам для
отдохновения. Отсюда мы можем вывести и такое заключение, что в
первенствующей христианской Церкви взносы на нужды бедняков получались
не только от людей зажиточных, но и от самых последних рабочих].
29 Опять имеется в виду привычка язычников к "гнилым словам". Гнилое
вносит порчу и вред туда, куда попадает, и гнилое или безнравственное
выражение и тем более целая речь вносит развращение в среду
христианского общества [Некоторые слишком расширяют понятие "гнилого
слова" и полагают, что Ап. здесь воспрещает всякие бессодержательные
речи, которые ведутся просто для провождения времени. Так Майер говорит:
"для Апостола слова наших уст являются ясным отражением и обнаружением
нашей внутренней, душевной, жизни. И такие бесполезные (гнилые) слова
суть для него доказательство того, что "внутренний человек" говорящего
болен, что он - не таков, каким должен бы быть, если бы он был исполнен
божественной жизни... И такой взгляд совершенно правилен. Ибо кто своим
сердцем находится в действительном общении с Богом, тот подчиняет все
свои мысли, речи и поступки воле Божией... Тот же, кто чувствует
удовольствие, слыша шутки всякого рода, показывает этим, что он пустой и
поверхностный человек" (посл. к Ефес). Рассуждение Майера нельзя не
признать слишком строгим и крайним. Ведь веселая шутка часто разгоняет
дурное настроение человека и оживляет энергию к деятельности: достаточно
указать на влияние шуток, какие допускали себе полководцы по отношению к
солдатам во время тяжких военных переходов. Ведь дальше и Апостол
говорит, что мы должны говорить то, что может содействовать назиданию
или, точнее, созиданию человека, а современная педагогия утверждает, что
характер воспитанника образуется не только путем постоянно серьезных
наставлений и увещаний со стороны воспитателя, но также и
прилично-веселою шуткою или веселым рассказом. Следов., Апостол не мог
отвергать совершенно того, что может служить на истинную пользу
человека: он только своим увещанием обращает наше внимание на то, что
все наши речи и разговоры не должны заходит за пределы дозволенного
христианской моралью]. - К назиданию в вере - по Тишендорфу: к созиданию
или удовлетворению данной потребности или нужды (proV oicodomhn thV
creiaV). - Благодать, т. е. и приятность, и духовное благословение,
духовную пользу.
30 Дурными речами мы часто не стесняемся, потому что, как принято у нас
выражаться, дурное слово на ветер молвится. Но Ап. говорит, что так
легкомысленно относиться к гнилым словам нельзя: мы ими оскорбляем -
точнее: огорчаем (mh lupeite) Святого Духа Божия, Который таинственно
присутствует во всех наших собраниях (Мы - храм Св. Духа, Кор. VI:19), а
ведь в этом Духе и вместе с Ним мы получили от Бога печать, с какою мы
должны предстать в день окончательного нашего искупления на последнем
суде (eiV hmeran apol. ср. I:13). Получение этого Духа совершилось в
принятии таинства миропомазания, следовавшего обыкновенно за крещением.
31 Ап. перечисляет несколько отдельных пороков, от которых должны
освобождаться христиане [Некоторые (напр. Богдашевский) полагают, что
Ап. имеет в виду только в возможные в будущем пороки каким может
подвергнуться Ефесская церковь. Но с таким предположением нельзя
согласиться. Зачем бы Апостол стал тратить время на обличение тех
недостатков каких еще не существовало? Разве в жизни Ефесской церкви все
было настолько благополучно что Апостолу не оставалось в чем упрекнуть
читателей? Едва ли это возможно предположить] и прежде всего указывает
внутренние душевные состояния - раздражение против ближнего, ярость или
внутреннее скоропреходящее настроение гнева и гнев, как состояние более
продолжительное, - а потом внешние проявления этих чувств - крик,
злоречие или точнее: бранные слова. - Со всякою злобою - т. е.
христианину не подобает питать в сердце своем и злобы к людям вообще,
если даже она не будет выражаться в определенных проявлениях.
32 Напротив, христиане должны быть по отношению друг к другу добрыми, т.
е. вообще радушными, сострадательными там, где они встречаются с
несчастными, и прощать друг друга, грехи, помня, что и сами мы получили
прощение от Бога чрез крестные заслуги Христа.