|
|
Колоссянам
Глава
4
1 Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы
имеете Господа на небесах.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова,
возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы
знали, как отвечать каждому.
7 О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и
сотрудник в Господе,
8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших
обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они
расскажут вам о всем здешнем.
10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк,
племянник Варнавы [о котором вы получили приказания: если придет к вам,
примите его],
11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они -
единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся
за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что
угодно Богу.
13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и
о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно
было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии,
прочитайте и вы.
17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты
принял в Господе.
18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми
вами. Аминь.
Увещания общего характера (1-6). Сообщения Апостола о своем положении и
приветствия читателям (7-18).
1-6 Преподав наставление господам (1), Ап. преподает некоторые
наставления о молитве и, в частности, просит молитв о себе (2-4), а
потом научает, как читатели должны относиться к нехристианам (5-6).
1 См. Еф 6:9.
2-4 См. Еф 6:18-20.
5-6 Со внешними, т. е. с не принадлежащими к Церкви. - Обходитесь
благоразумно. В чем заключается это благоразумие - показывает следующее
выражение: "пользуясь временем", т. е. сообразуясь с обстоятельствами
времени. - Слово... с благодатью, т. е. с приятностью (en caoiti). -
Приправлено солью. т. е. назидательно и метко. По объяснению бл.
Феофилакта, это указывает на сдержанность речи христианина. - Как
отвечать каждому. Христианин обязан для пользы других отвечать другим
применительно к их личным особенностям.
7-18 В заключение своего послания, Ап. рекомендует читателям Тихика и
Онисима, которые посланы Апостолом в Колоссы (7-9), а потом шлет
приветствия Колосской церкви от находившихся при нем лиц и от себя
приветствует церковь Лаодикийскую (10-15). Послание заканчивается
некоторыми распоряжениями Апостола (16-17) и приветствием от него лично
к Колосской церкви (18).
7-9 Здесь Ап. говорит, что подробности о его положении в Риме сообщат
Колоссянам Тихик (см. Деян 10:4) и Онисим, житель Колосс, приходивший в
Рим к Павлу (о нем см. посл. к Филимону). Они должны оба сообщить
Колоссянам и о всем здешнем, т. е. о состоянии церкви в Риме. Впрочем
"утешать" Колоссян должен только Тихик, как человек более окрепший в
вере (Онисим был только недавно обращен).
10-14 Приветствия Колоссянам Ап. передает от своего добровольного
товарища по заключению в узах Аристарха (см. Деян 10:4), от Марка,
племянника Варнавы, о котором Колоссяне получили было от Апостола
какие-то предписания (вероятно, запрещение этому, не твердому в своем
деле, проповеднику дальнейшей общественной деятельности - см. Деян
15:37, 38), но которого теперь Ап. велит принять (это, конечно, был
евангелист Марк. См. введение в Евангелие от Марка). Затем следуют
приветствия от Иисуса Иуста, вероятно римского Иудея, которого церковное
предание отождествляет с Иосифом Варсавою, носившим также имя Иуста
(Деян 1:23). Эти три лица были Иудеи по происхождению. Далее идут
приветствия от христиан из язычников - именно от Епафраса (ср. I:8),
который так любит своих сограждан - Колоссян, что постоянно молится о их
нравственном усовершенствовании (чтобы они были вполне убеждены в истине
открытой им воли Божией - по-русски: "исполнены всем, что угодно Богу")
- И заботу - это слово лишнее: в греч. находится только одно слово zhloV
- ревность. - О Луке - см. введение в Ев. от Луки. - Димас - вероятно,
сокращение имени Димитрий (см. о нем 2Тим. 4:10).
15 От себя Ап. велит приветствовать лаодикийских христиан, соседей
Колоссян, и в особенности Лаодикийца Нимфана, в доме которого (kat'oicon
auto?) находилась церковь или такое же место богослужебных собраний
христиан, какое имелось и в доме Филимона (Флм 1:2).
16 Что это за послание из Лаодикии? Такого послания нет в Апостольской
письменности, почему необходимо признать, что Ап. разумеет здесь
какое-либо из своих остальных 13-ти посланий, попавшее в то время в
Лаодикию, но написанное первоначально для другого города. Из всех
предположений здесь наиболее вероятным представляется то, по которому
Ап. здесь имеет в виду свое послание к Ефесянам, которое имело характер
окружного послания и по всей вероятности попало, незадолго до получения
Колоссянами послания от Павла, к Лаодикийцам. Последние и должны были
передать это послание к Ефесянам в Колосскую церковь, которая могла
передать его потом другой, соседней, церкви. В самом деле, послание к
Ефесянам имеет в каноне еретика Маркиона надписание: "послание к
Лаодикийцам", и Тертуллиан, который сообщает об этом, прибавляет, что
Маркион сам переменил надписание послания. По всей вероятности, в Понте,
на родине Маркиона, господствовало убеждение, что это послание было
назначено для Лаодикийской церкви. A это предположение, вероятно,
основывалось на том, что в Понте оно было действительно получено из
Лаодикии, а не из Ефеса (Разбор других мнений о послании из Лаодикии см.
у Мухина стр. 85-90).
17 Архипп стоял в очень близких отношениях к семье Филимона, который был
Колоссянин (его раб, Онисим, называется Колоссянином - Кол 4:9) и потому
вероятно также жил в Колоссах. В то время, как должно было получиться в
Колоссах послание Павла, Архиппа не должно было, по расчету Апостола,
быть в Колоссах, а между тем послание к Колоссянам нужно было, по
прочтении, передать в Лаодикию. Поэтому Ап. и поручает читателям
передать Архиппу, по его возвращении, наставление от Апостола о
необходимости большего внимания в исполнении своего служения. Но в чем
состояло служение Архиппа - неизвестно.
18 Ап. подписывает своею рукою продиктованное им послание для того,
чтобы заверить его подлинность (ср. 2 Сол 2:2). Он просит помнить его
узы, для того чтобы не забывать о нем в своих молитвах.
Н. П. Розанов.