|
|
Колоссянам
В
Азиатской области Фригии, в долине реки Лика, во времена Ап. Павла
находился довольно большой город Колоссы. В последующее время имя этого
города исчезает из истории и на месте его появляется новый небольшой
город - Хоны, в котором в 8-м веке совершилось известное чудо Архангела
Михаила. Это был город богатый и стоял на дороге, ведшей из глубины Азии
в Ефес, представлявший собою религиозный центр Малой Азии.
Неизвестно, когда были занесены первые семена христианства в Колоссы.
Может быть, приходившие из Фригии на день Пятидесятницы в Иерусалим и
бывшие свидетелями сошествия Духа Святого на Апостолов и других
верующих, иудейские прозелиты ознакомили и Колоссян с Евангелием
Христовым. Но церковь из язычников Колосских (Кол 2:13) была основана
одним из учеников Апостола Павла - сам Павел не был в Колоссах (Кол 1:6
и II:1-3) - Епафрасом, который был Колосским гражданином (I:7). Когда Ап.
писал Колосской церкви свое послание, она уже была прочно устроена и,
следов., насчитывала не один год существования.
Послание к Колоссянам написано Апостолом из римских уз (Кол 4:3 и 18)
именно из первых его уз (от весны 62-го года до весны 64-года). Об этом
говорит то обстоятельство, что Ап., по изображению послания к Колоссянам
(IV:7-14), пользовался в своих узах значительными льготами и мог
принимать к себе различных посетителей, а это как раз совпадает с
изображением первых уз Апостола в кн. Деяний (28:16-31). Затем Апостол в
послании к Филимону, написанном в одно время с посланием к Колоссянам,
выражает надежду посетить Колоссы в случае освобождения из уз. Между
тем, будучи в кесарийских узах, Апостол сам потребовал суда у кесаря
(Деян 25:10-12). Ясно, что он не мог там, в Кесарии, мечтать о
возможности побывать в Колоссах: дело его должно было решиться только в
Риме и только в Риме он мог высказать надежду на освобождение.
К Апостолу Павлу в Рим явился основатель Колосской церкви Епафрас, чтобы
испросить у Апостола советов по поводу угрожавшего Колосской церкви
лжеучения. Это лжеучение могло увлечь Колосских христиан. - Что это было
за лжеучение - о том сказано в заключение толкования на вторую главу
нашего послания. Апостол не мог спокойно отнестись к опасности,
угрожавшей той церкви, которая была основана его учеником. Кроме того
Епафрас несомненно сообщил ему о некоторых недостатках в нравственной
жизни колосских христиан, и оба эти обстоятельства и послужили поводом,
по которому Апостол обратился к Колоссянам с посланием. Целью послания,
естественно, было: положить конец ненормальным явлениям в жизни
Колосской церкви и предостеречь верующих от увлечения новым лжеучением.
Церковное предание согласно признает это послание подлинным
произведением Апостола Павла. Мужи Апостольские приводят некоторые места
из этого послания, а Климент Александрийский прямо говорит, что послание
к Колоссянам есть произведение Апостола (Павла). Только в 19-м веке
стали высказываться сомнения в подлинности этого послания, но,
собственно говоря, все эти сомнения не имеют под собою сколько-нибудь
серьезных оснований. Главное, на что указывает библейская отрицательная
критика, - это чрезвычайно возвышенные представления этого послания о
лице Господа Иисуса Христа и подробности о мире духов и об отношении
Христа к этому миру. В других посланиях, - говорят критики, - которые
несомненно принадлежат Апостолу Павлу, таких христологических
подробностей мы не находим, и там Апостол будто бы не возвышается далее
представления о Христе как о небесном человеке, втором Адаме. Кроме того
указывают на некоторые особенные слова и обороты послания к Колоссянам,
которые не попадаются в несомненно подлинных произведениях Апостола
Павла.
Что касается прежде всего разницы в языке, то она не может говорить
против подлинности нашего послания. Ведь и в несомненно подлинных
Павловых посланиях язык нередко различный - один в одном послании,
другой - в другом (ср. напр. 1-е и 2-е послания к Коринфянам). В
содержании послания также не усматривается ничего такого, что
противоречило бы несомненно подлинным посланиям Апостола Павла. Во
первых, совершенная неправда, чтобы в несомненно подлинных произведениях
Апостола Павла не было учения о Христе как о Боге. Довольно припомнить
только то, что говорит Апостол о Христе в посл. к Рим (9:4, 5) или в 1 к
Кор (8:4-6) и др. местах. А затем, во вторых, в несомненно подлинных
посланиях Павла по местам говорится и об отношении Христа к миру духов
(см. Рим 8:38-39, 1Кор.15:24-28). Другие соображения критиков слишком
субъективны, чтобы о них стоило говорить. Единственно разве заслуживает
опровержения ссылка критиков на то, что послание к Колоссянам, по
местам, повторяет собою послание к Ефесянам. Говорят именно, что
послание к Колоссянам представляет собою сокращение послания к Ефесянам,
сделанное каким-либо учеником Павла. Но и этим обстоятельством смущаться
нечего. Во первых, сходные по видимости в обоих посланиях выражения о
Христе при ближайшем рассмотрении оказываются имеющими свои особые
оттенки в мысли (ср. напр. Кол 1:10 и Еф 1:21 или Кол I:20 и Еф 2:16 и
др.), а во вторых несомненно сходные места в 3-й и 4-й главах
объясняются тем, что оба послания возникли при одних и тех же условиях.
Оба послания написаны Апостолом почти в одно и тоже время (посл. к Еф -
раньше), переданы чрез одно и тоже лицо и назначались для смежных между
собою церквей (послание к Ефесянам, как соборное, было прочитано и в
соседних с Колосскою церковью церквах).
Послание к Колоссянам можно разделить с удобством на две части -
догматико-полемическую или вероучительную (1:3b-II:23) и нравоучительную
(3:1-4, 6), с предисловием (1:1-3а) и заключением (4:7-18). Подробное
обозрение содержания по главам дается в самом толковании на послание.
Из святоотеческих толкований на послание к Колоссянам должны быть прежде
всего упомянуты беседы св. Иоанна Златоуста, толкования блаж. Феодорита,
Феофилакта. Затем есть объяснение Экумения, Амвросиаста и др. Из русских
толкований наиболее основательными и обширными являются труды епископа
Феофана (толкование посланий Апостола Павла к Колоссянам и к Филимону) и
Я. Мухина. Послание св. Апостола Павла к Колоссянам. Опыт
исагогико-экзегетического исследования. Киев 1897 г. стр. 276. Из
иностранных новых сочинений об этом послании наиболее выдаются - Мейера.
Послания из плена (в обработке Гаупта 1897 г.), Поля Эвальда Послания
Павла к Ефесянам, Колоссянам и Филимону (в комментарии Цана изд. 2-е
1910 г.) и Дибелиуса. Послания Апостола Павла к Колоссянам, Ефесянам и
Филимону (1912 г.).