|
|
Колоссянам
Глава
2
1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех,
которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в
плоти,
2 дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства
совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,
3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
4 Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми
словами;
5 ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и
видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем,
7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы
научены, преуспевая в ней с благодарением.
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым
обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и
власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением
греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу
Бога, Который воскресил Его из мертвых,
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей,
оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и
Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору,
восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь
праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело - во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением
Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским
своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи
соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как
живущие в мире, держитесь постановлений:
21 `не прикасайся', `не вкушай', `не дотрагивайся'
22 [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению
человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии
и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Увещание к читателям (1-7). Разбор учения Колосских еретиков (8-23).
1-7 Ап. любит и заботится о Колоссянах и их соседях - Лаодикийцах и
Иерапольцах. Он очень доволен тем, что они ведут добрую жизнь, но
внушает им, чтобы они твердо держались преподанного им учения, так как
иначе их могут соблазнить лжеучители.
1-3 Ап. хочет, чтобы Колоссяне и другие, не знающие его лично, христиане
тех мест знали, как много он заботится о них (какой подвиг имею я). В
самом деле, он находился далеко в узах и не мог помочь Колоссянам,
которым в то время угрожали еретики. Предмет его забот - утешить,
успокоить смятенные этим появлением лжеучителей сердца Колоссян. Ап.
хочет, чтобы они, скрепив между собою союз любви христианской, достигали
столь необходимой им полноты христианских убеждений (для всякого
богатства совершенного разумения), в том, что касается познания тайны
Бога и Отца и Христа (т. е. познания плана божественного
домостроительства о человеческом спасении). - В котором - правильнее: в
которой, т. е. в тайне (en f - относится не к слову Сristou, потому что
тогда останется без определения предыдущее выражение t. Qeou, а к слову
to? musthriou). Ап. желает, чтобы Колоссяне постигли эту тайну, потому
что в ней именно сокрыты все сокровища премудрости, т. е. высшей
божественной премудрости (sofia) и человеческого ведения (gnwsiV):
только на познание этой тайны, следов., и стоит употребить все свои
усилия.
4-5 Разъясняя свою мысль, Ап. говорит, что он хочет предохранить
Колоссян от увлечения лжеучениями, которые имели всю видимость
логической доказательности, но на самом деле были обманом (прельщением
или ложным рассуждением - paralogizhtai). - Вкрадчивыми словами -
piqanologia - это умение путем искусных оборотов речи представлять
что-либо в существе дела неистинное правдоподобным. - Ибо, хотя я...
Апостол очень скорбит о том, что не может путем личной беседы с
Колоссянами защитить их от еретиков, и поэтому просит их помнить, что он
все-таки хотя духовно с ними. Чувствуя себя как бы рядом с Колоссянами,
Ап. радуется, видя, что их церковь обладает и внешним устройством, и
внутреннею твердостью, какую дает им их вера во Христа. Указывая на это
состояние Колосской церкви, Ап. тем самым как бы советует Колоссянам
пожалеть себя и не менять того, чем они владеют, на то, что обещают им
лжеучители.
6-7 В виду того, что они живут правильною христианскою жизнью, Колоссяне
должны содержать в неизменности то, что преподано им о Христе их
учителем - Епафрасом. Кроме того они должны "ходит во Христе", т. е.
проводить в жизни усвоенное ими христианское учение. Тогда они будут
истинными христианами, которых никакие лжеучители не собьюсь с толку. -
Укореняясь во Христе, - подобно тому как растение укореняется в доброй
почве, покоясь на Нем, как покоится на твердом фундаменте строящееся
здание и вследствие этого еще более укрепляясь в вере, им преподанной
Епафрасом, а также соединяя вместе с преспеянием в вере и чувство
благодарности к Богу, ведущему их таким путем, - так именно Колоссяне
должны жить (Последние слова необходимо прибавить, потому что иначе
пришлось бы слова: "будучи укоренены"... отнести к выражению: "ходите",
что неудобно по смыслу заключающихся в этих выражениях понятий
"хождения" и "укоренения").
8-23 Сущность этого важного отдела заключается в следующем. Лжеучение
Колосских еретиков есть ничто иное как пустой обман, который весь
состоит из человеческих преданий и далек от истинного христианства (8).
Чтобы разоблачить ложное учение этих еретиков о Христе, Ап. говорит, что
Христос совсем не то, что говорили о Нем еретики: Он есть воплотившийся
Бог, Богочеловек (9), и в Нем христиане получили спасение от тяготевшего
над ними ига демонской силы (10-15). Поэтому верующие Колоссяне не
должны увлекаться теми средствами к достижению спасения души, какие
рекомендуются лжеучителями, именно не должны снова ставить себя в
подчинение обрядовым предписаниям Моисеева закона (16-17), совершать
какое-то особое служение ангелам (18-20) и впадать в ложный аскетизм
(21-23).
8 Увлек - sulagwgwn - не поймал в свои сети, как охотник ловит в силки
птиц. - Философиею. Ап. имеет в виду не философию вообще - он несомненно
отводил большую роль философствующему уму в постижении Божества (см. Рим
1:20: "чрез рассматривание творений"...) - а философии известного сорта,
именно ту, которую он сейчас же далее называет пустым обольщением (пред
словом filosofiaV стоит член, показывающий, что Ап. имеет в виду
определенную философию. Кроме того, пред выражением kenhs apathV нет
члена и предлога dia - значит оно составляет приложение к слову
filosofiaV). - По преданию человеческому. Предание Ап. называет
"человеческим", очевидно, желая показать свое к нему пренебрежение. Быть
может, он имеет в виду здесь некоторые учения иудейских философствующих
раввинов, преимущественно Александрийских. На этих преданиях
базировались и Колосские лжеучители (по преданию - точнее: "согласно
преданию" - kata par.), но эти предания не составляли содержания их
учения: они были только нормою, по которой слагалось лжеучение. - По
стихиям мира. До последнего времени под стихиями мира обычно принимали
те же стихии мира, о каких говорит Ап. Павел в послании к Галатам (4:3,
9), т. е. начальные основы религиозно-нравственной жизни, элементарные
попытки решить религиозно-нравственную проблему и в частности заповеди
обрядового Моисеева закона. Но в последнее время в широких кругах
читателей Св. писания в Германии стал распространяться взгляд на эти
стихии, как на обозначение духовных живых существ ("астральные духи"). С
этим взглядом однако нельзя согласиться, потому что выражение stoiceia
только в позднейшей византийской литературе стала употребляться для
обозначения духов или демонов, а до времени Павла не встречалось нигде в
таком смысле. Затем для обозначения демонов Ап. употребляет более
определенные выражения - начала и власти (II:15). Наконец, такому
взгляду противоречит и 20-й стих ІІ-й главы. Здесь Ап. говорит: "если вы
со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире,
держитесь постановлений?" Если здесь, как и в рассматриваемом 8-м стихе,
под стихиями понимать "элементных духов", то под миром уже следует
разуметь мир как целое, природу вообще. Но в 20-м стихе так понимать
слово мир будет уже невозможно: ведь и христиане продолжают жить в мире,
как целом, хотя они и умерли со Христом... Некоторые толкователи
разумеют под стихиями мира прямо звезды. Но это толкование еще менее
основательно, потому что непонятно, почему бы Ап. назвал звезды,
находящиеся уже в мире, входящие в состав его, стихиями или звездами
мира? Затем, как бы понять их обозначение в послании к Гал, как немощных
и бедных (Гал 4:9)? - Что касается взгляда на стихии мира, как на
природные элементы (есть и такой взгляд, - его держится, напр., Цан), то
этому толкованию противится упоминание Апостола в посл. к Гал. о том,
что предхристианское человечество или предхристианский Израиль были
порабощены этим стихиям (IV:9). - Более вероятным поэтому представляется
мнение, что под стихиями мира Ап. понимает элементы знания, так сказать,
азбуку мира. Такое понимание вполне согласно с постановкою этого
выражения после выражения "по преданию человеческому" и пред выражением
"а не по Христу", оно будет заключать в себе почти ту же мысль, что и
предшествующее ему выражение. Кроме того, оно является и прямою
противоположностью следующего выражения: если в тайне Бога и Христа
сокрыты все сокровища премудрости и ведения (II:3), то в учении
лжеучителей находятся только первые элементы ведения. С этими элементами
христиане уже расстались, они выросли из них - так зачем же к ним
возвращаться? Так можно истолковать и 20-й стих ІІ-й главы. Ап., нужно
заметить, не порицает этих элементов знания, как абсолютно ложные, - он
только говорит о их недостаточности для христианина.
9 Колосские еретики считали Христа только одним из эонов - выразителей
Божества. В противовес им, Ап. говорит, что во Христе обитает вся
полнота Божества [Божество по-гречески обозначается двумя терминами:
qeothV и qeiothV. Первое слово происходит от термина qeoV и
употребляется для обозначения божеского существа, а второе, происходящее
от прилаг. qeioV = божественный - употребляется для обозначения свойств
Божества (ср. Рим 1:19-20). Ясно, что Ап. здесь хочет дать понять своим
читателям, что в Христе имеются не только божественные свойства
(qeiothV), но пребывает и Сам Бог (QeoV): Он - по существу Бог] и притом
телесно или в теле (swmatikwV - равняется выражению en swmati), так что
мы можем наблюдать ее: Ап. конечно хочет сказать, что Бога мы можем
видеть в воплотившемся Сыне Божием, Иисусе Христе (ср. I:19).
10 С другой стороны, и верующие уже исполнены во Христе, т. е. чрез
таинственный союз с Ним получили полноту божественных благодатных даров.
- Который есть глава... От ангельских сил нечего уже больше ожидать,
потому что эти силы все подчинены Христу и ничего нового своего не могут
дать верующим в деле спасения.
11 Нечего верующим искать и в плотском обрезании, которое хотели
восстановить Колосские еретики среди христиан. Та цель, которую имело в
виду плотское обрезание, именно умерщвление ветхого человека, уже
достигнута Колоссянами чрез принятие крещения, которое Ап. называет
обрезанием, совершаемым Самим Христом. - Тело плоти - греховная
человеческая природа, тело, поскольку оно подчинялось влиянию плотского
настроения. Прибавление "греховного" еще более усиливает смысл всего
выражения "тело плоти".
12 В воде крещения человек спогребается Христу и ветхий человек в Нем
умирает. Но этого мало: тут же христианин и воскресает со Христом для
новой жизни. Это воскресение совершается в человеке, благодаря силе его
веры во всемогущество Божие, уже проявившееся в воскресении Самого
Христа (ср. Рим 10:9).
13 См. Еф 2:1, 5.
14 Что касается Иудеев, то им (к ним Ап. присоединяет и себя самого - о
нас) также Бог простил грехи, истребив - exaleiyaV - точнее: изгладив,
вытерши при этом рукописание иди долговое обязательство, какое дали
Евреи при Синае, обязавшись исполнять волю Божию. Рукописание это было
составлено в форме определенных точных постановлений (toiV dogmasin -
по-русски не точно: истребив учением ср. Еф 2:15). - Против нас. Мы не
имели силы исполнить условия этой расписки, и она висела пред нами,
загораживая нам путь к Богу. - Взял от среды, - т. е. уничтожил (ср. 2
Сол 2:7). - Пригвоздил ко кресту, т. е. Своими крестными страданиями
Христос уничтожил силу этого обязательства, и самая наша расписка, уже
совершенно потерявшая все свои письмена, была повешена Им на Свой крест,
в знак того, что она уже недействительна.
15 На кресте Своем Христос вместе с тем отнял силы у злых духов, которые
так вредили язычникам (ср. Еф 2:2), или собственно, снял с них военные
доспехи (apekdusamenoV). Здесь Он властно - точнее: открыто, всенародно
(Феофилакт) - показал их побежденными. - Восторжествовав над ними Собою
- точнее: "проведя их вслед за собою в Своем триумфальном шествии". -
Собою - точнее: "в нем", т. е. в кресте - ст. 14, или "за Своим крестом"
(который по представлению Апостола, Он держит в руках, как триумфатор
обыкновенно держал в руках свое знамя или копье).
16 Так как Христос освободил людей от обязанности исполнять обрядовые
постановления Моисеева закона, то поэтому никто не вправе осуждать
Колоссян за их свободное отношение к выбору яств и питья или за
несоблюдение ими какого-нибудь праздника иудейского (eorthV - великого
праздника), или праздника новомесячия, или же обыкновенной субботы. В
отношении к пище и питью Колосские лжеучители, вероятно, заходили дальше
требований Моисеева закона и, подобно Ессеям, требовали воздержания от
некоторых родов пищи и питья. (Мухин стр. 194) - Какого-нибудь - точнее:
"части праздников" (en merei). Лжеучители, очевидно, не имели и
возможности соблюдать все праздники иудейские, на которые обыкновенно
заграничные Иудеи ходили в Иерусалим на богомолье. Из Колосс ходить было
очень далеко.
17 Все эти ветхозаветные учреждения, и теперь еще, при Апостоле,
продолжающие свое существование, суть не иное что как тень (skia),
которую отбрасывает будущее (ta mellonta), т. е. для христиан уже не
будущий, а настоящий век Мессии. Если Ап. и говорит о пришествии Мессии
и Его Царстве как о будущем, то говорит так с точки зрения Ветхого
Завета в котором Царство Мессии обозначалось всегда как будущее,
грядущее. - Тело - во Христе. Тело, от которого в Ветхом Завете падала
тень, которое давало смысл и всем ветхозаветным установлениям, есть Сам
Христос. Но раз пришло уже само тело, то нет надобности в тени или
отражении, которое ранее давало некоторое неясное представление об этом
теле.
18-19 Что касается теоретического учения Колосских лжеучителей, то
центральным его пунктом было учение об ангелах; этим учением Ап.
запрещает увлекаться. Пусть никто - говорит он - не исторгнет из ваших
рук награду за одержанную вами победу (katofrabeuetw - по-русски не
точно; "да не обольщает"), т. е. спасение. Между тем к этому-то отнятию
вашей награды и стремятся еретики, употребляя при этом в качестве
приманки то ложное смиренномудрие, которое они основывали не на истинном
взгляде на природу обновленного во Христе человека, а на совершенно
произвольно принятых предпосылках (вероятно, на том ложном соображении,
что грех наследственный не уничтожен в христианине). Далее Ап.
указывает, что во имя такого ложного смирения лжеучители вводили особое
служение ангелам. Сами они считали себя недостойными приблизиться к Богу
и потому полагали необходимым прибегать к посредству ангелов, которые
будто бы выражали собою божественную плирому и могли, по их мнению,
вводить людей в общение с Божеством. В чем именно состояло это служение
ангелам - неизвестно, но, очевидно, лжеучители совершали в честь их
какие то обряды (на это указывает и самое обозначение "служения"
термином qrhskia). Эго служение укоренилось в некоторых малоазийских
областях настолько, что в 365-м году отцы Лаодикийского собора грозили
анафемой за приверженность к нему (Мухин стр. 201) [35-е правило
поместного Лаодикийского собора гласит: "не подобает христианам
оставляти Церковь Божию и отходити и ангелов именовати и собрания
творити. Сие отвержено есть. Того ради аще кто обращается к
упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже
оставил Господа нашего Иисуса Христа, сына Божия, и приступил к
идолослужению". В толковании к этому правилу говорится: "осуждаются
еретики, не молящиеся Богу и Христу, а только ангелам, якобы творцам и
правителям мира". Бл. Феодорит объясняет происхождение этого культа
ангелов влиянием Колосских или Фригийских еретиков. Преосв. Феофан
делает предположение, что собрания этих ангелослужителей были сходны с
собраниями современных спиритов]. - Вторгаясь - точнее: погружаясь в
самую глубину и притом совершенно безрезультатно (embateuein имеет такой
смысл). - Безрассудно надмеваясь... Следствием таких расследований в
мире ангельском было то, что лжеучители впадали в гордость, не имевшую
под собою никакой опоры (eikh fus.). - Плотским, т. е. их ум подчинился
влечениям их плоти, чувственной стороны их существа. - Главы, - т. е.
Христа. Как голова дает направление деятельности составов и связей
(мускулов), заставляя их работать на пользу всего телесного организма,
так и Христос дает направление всем деятелям церковным, чтобы они
работали на общую пользу Церкви. Еретики отделялись от главы - Христа, и
потому их общество не могло жить правильною христианскою жизнью и
возрастать таким ростом, какому содействует Бог (возрастом Божиим).
20-22 Так как аскетические правила лжеучителей были все же понятнее и
удобоприемлемее для Колоссян, чем их отвлеченные теософические
рассуждения об ангелах, то с этой стороны, очевидно, надвигалась на
Колосскую церковь наибольшая опасность, и потому Ап. еще раз обращается
к этим "правилам". Для него представляется весьма странным то
обстоятельство, что Колосские христиане, которые, как христиане мыслятся
уже умершими со Христом и с этим вместе оставившими те первоначальные
ступени ведения ("стихии мира" ср. ст. 8-й), на каких они прежде стояли,
что эти христиане снова, как бы живущие в мире - в том мире, который еще
продолжает руководиться в своей жизни этими элементарными познаниями
("стихиями мира") - снова позволяют ставить себя в зависимость от
различных правил или постановлений, имеющих характер строгих и твердых
предписаний (такой смысл имеет выражение "держитесь, постановлений" - по
греч. dogicatizesqe от dogma = предписание). Предписания эти относятся к
различным сортам яств и питий, о которых лжеучители говорили: "не
прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся". Против такой боязни Ап.
говорит, что все это, т. е. и пища и питье истлевает от употребления или
при употреблении в пищу (apocthsei), переваривается и никакого вредного
в нравственном отношении действия на человека производить не может. - По
заповедям и учению человеческому, т. е. еретики руководятся, в этом
случае отдельными правилами, которые сложились у Иудеев в качестве
дополнений к закону Моисееву, и учением или разными философскими
взглядами, которые лежали в основе этих правил.
23 Если об еретических догматах распространяется молва (по греч. logoV,
по-русски неточно: "вид") как о премудрых правилах, вследствие того что
они требуют самовольного или нового рода богопочтения (eqeloqrhskia),
вследствие смирения и аскетического изнурения тела, то это вовсе не
зависело от того, чтобы эти правила имели действительное достоинство
(ouk en timh tini - по-русски неправильно: "в некотором небрежении").
Можно даже сказать, что эти правила приводят совершенно не к тем целям,
какие указывали еретики. Последние именно утверждали, что соблюдение их
правил возвысит христианина над движениями чувственно-греховной природы,
а между тем на самом деле человек, исполнявший их, приходил к сытости
плоти (plhsmonh t. sarkoV), т. е. к гордости, высокомерию. Плоть, или
плотская сгорона человека, тешилась здесь сознанием особых своих заслуг,
состоявших в подавлении телесных потребностей.
Примечание. Колосские лжеучители. На основании первой и второй глав
послания к Колоссянам можно составить некоторое представление о
колосских лжеучителях. Мы видим, что это были люди, прибегавшие для
распространения своего учения ко вкрадчивым словам и ложным
умозаключениям (II:4), что они придавали своим взглядам вид некоторой
философской системы (II:8). Это - относительно формы, в какую они
облекали свое учение. Теперь, что касается самого содержания их учения,
то здесь на первом плане стояло отрицание единственности значения в деле
спасения Господа Иисуса Христа, Которого они не держались как главы
(II:19). Наряду со Христом ставили ангелов, которым и учили служить как
посредникам между людьми и Богом (II:18, 23). Все ангелы вместе со
Христом составляли, по их воззрению, одну божественную плирому, в
которой Божество Себя проявляет (ср. I:16, 19). Наконец, в отношении к
морали, колосские лжеучители проповедывали своеобразный аскетизм,
соединяя его с почитанием некоторых Иудейских праздников и других
обрядовых постановлений Моисеева закона (II:20-23).
Откуда возникло такое направление в Колосской церкви? Ученые различно
решают этот вопрос. Одни приписывают происхождение этой ереси греческой
философии, другие - иудейскому влиянию (Мухин, - в частности, - видит
здесь влияние ессейства) иные наконец (Дибелиус) - соединенным влияниям
разных религий и культов, существовавших в то время в Малой Азии и, в
частности, во Фригии. На том основании, что в иудействе можно найти
зачатки всех вышесказанных воззрений колосского лжеучения, следует
принять как наиболее правдоподобное предположение о том, что это
лжеучение было действительно иудейского происхождения. Так Апостол,
говоря что философия колосских лжеучителей основывалась на предании
человеческом (II:8), мог иметь в виду именно Иудейское предание или
учение, которое именно у Иудеев послепленных известно было под названием
Галаха (предание). Затем, только иудейским влиянием могло объясняться
стремление колосских лжеучителей ввести в среду христиан обрезание
(II:11) и почтение к иудейским праздникам (II:16). Наконец, и учение об
ангелах как посредниках между людьми и Богом (II:18) могло опираться на
воззрение Ветхого Завета, по которому ангелы стоят пред престолом Божиим
и возносят Богу молитвы о людях (Дан 9:21 и др.). Точно также и
воздержание от разных наиболее питательных и возбуждающих яств и питий
могло иметь в своем основании то, что некоторые благочестивые Иудеи,
благодаря такому воздержанию, удостаивались видеть ангелов (Дан 10:2-5),
что, конечно, и составляло предмет горячих желаний колосских
лжеучителей.
Таким образом можно с вероятностью заключить, что колосские лжеучители
были христиане, стоявшие под влиянием позднейших иудейских воззрений и
не смогшие возвыситься до правильного воззрения на Лицо и дело Господа
нашего Иисуса Христа. Только не следует настаивать на том, как
настаивает г. Мухин, что в основе колосского лжеучения лежали собственно
ессейские воззрения: никаких данных, которые бы свидетельствовали, что
ессеи избегали вкушения мяса и вина (ср. II:16) и практиковали какое то
особое почитание ангелов, не имеется. Напротив, у колосских лжеучителей
не было весьма существенного учения ессейства об омовениях и безбрачии.
Заметить нужно, что в отдельных своих учениях колосские лжеучители
напоминают собою галатских лжебратий (ср. Гал 4:3, 9 и Кол 2:8, 20), то
филиппийских иудействующих (ср. Фил. 3:2 и сл. и Кол 2:11), то, наконец,
римских "немощных" (ср. Рим 14:1 и сл. и Кол 2:16, 21).