|
|
I Фессалоникийцам
Глава
3
1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,
2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего
в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере
вашей,
3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так
нам суждено.
4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать,
как и случилось, и вы знаете.
5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не
искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
6 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть
о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая
нас видеть, как и мы вас,
7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради
вашей веры;
8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость,
которою радуемся о вас пред Богом нашим,
10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и
дополнить, чего недоставало вере вашей?
11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш
к вам.
12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко
всем, какою мы исполнены к вам,
13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем
нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его.
Аминь.
Послание Апостолом Тимофея в Фессалонику (1-5) и принесенные им добрые
вести (6), вызывающие у благовестника радость и благодарение к Господу
(7-9) и еще больше побуждающие его к свиданию с читателями (10-11),
которым испрашивается у Бога совершенное преуспеяние (12-13).
1-4 Не будучи более в состоянии выносить разлуки, Ап. Павел послал в
Фес. Тимофея, которого он называет здесь "братом" (смотри 2Кор. I:1; Кол
I:1; Флм I:1), "служителем Божиим" (1Тим. IV:6; diakonoV tou Qeou - по
контрасту с douloV - означает слугу в отношении к его делу) и
"сотрудником" в благовествовании. Все эти эпитеты даны ему не для того,
чтобы показать на величие утраты, которую понес Ап. П. в лице Тимофея
послав его в Ф., сколько для того, чтобы указать Ф. на важность его
миссии (2Кор. VIII:18; Флп II:20). Суть последней заключалась в том,
чтобы утвердить Ф. и поощрить их веру, чтобы никто среди них не был
совращен с пути истины посреди тех скорбей, которые пали на них. Об этих
скорбях Ап. уже говорил им раньше. Не разумеет ли здесь Ап. и те скорби,
которые должны были придти пред наступлением "дня Господня"?
5-8 Для Ап. П. было особенно важно знать, как дело обстояло касательно
веры Ф-ев, которая, как показывает глагол: "epefasen", уже подверглась
искушению со стороны o peirazwn - Сатаны (1Кор.VII:5) и Ап. опасался,
что могут получиться неблагоприятные от этого результаты (genhtai) - его
труд может быть сведен на нет. "В виду только что указанных опасений,
вообразите теперь наше облегчение", как бы так писал Ап. "когда Тимофей
принес назад - именно в данный момент - добрую весть о вашей вере и
любви, и о том любезном воспоминании о нас, которое вы продолжаете
хранить, а также и о вашем взаимном с нами горячем желании снова
встретиться. Для нас такая весть была поистине "благовестием", и чрез
вашу веру мы утешились среди тех тяжелых испытаний и забот, которые мы
теперь встречаем в нашей работе. Никакая весть не могла бы помочь нам
больше, и нам кажется, что мы точно снова оживаем, именно когда мы
слышим, что вы твердо стоите в Господе. У нас нет слов, чтобы выразить
нашу благодарность Богу за ту радость, которою вы наполняете наши сердца
пред лицом Его - за радость, которая находит непрестанное выражение в
наших горячих молитвах о том, чтобы не только мы могли слышать о вас, но
и еще раз видеть вас лицом к лицу и дополнить недостатки вашей веры" (Milligan.
G. op. cit. 39-40). Скорбь - qliyiV - скорбь, страдание, причиняемое
людьми; нужда - anagkh - внешнее принуждение, или обстоятельств или
долга (1Кор.VII:26; IX:16 и др.).
11-13 Ап. заканчивает главу молитвой о Ф., замечательную черту которой
представляет тот факт, что в ней Бог Отец и Господь И. Христос
призываются вместе. "Достоин замечания тот факт, пишет по этому поводу
еп. Lightfoot, что это приписывание божественной власти нашему Господу
касательно управления делами человеческими встречается в самых ранних
посланиях Ап. Павла которые, вероятно, являются и самыми первыми
писаниями Н. 3. Это показывает, что не было вовсе момента, даже в самую
раннюю пору, насколько это нам известно, когда на Личность Христа
смотрели бы иначе" (Notes, 48). Это место дает поразительное
доказательство веры первых христиан в божество Христа (смотри 2 Фес
II:16). Ап. молится, чтобы Сам Бог устранил препятствие, поставленное
Сатаною против благовестника, и опять открыл ему путь в Ф. Молитва 12
ст. обращена к одному Господу Иисусу. Ап. молит Господа "преисполнить"
Ф. любовью, не только друг к другу, но и ко всем вообще. "Для жестоко
гонимых Ф. эта более широкая любовь была особенно трудна - и необходима;
она означала любовь ко врагам, согласно заповеди Христа" (Мф V:44). В 13
ст. указана конечная цель молитвы. Любовь, умножаясь и преизбыточествуя,
станет в Ф. основою оправдания пред грядущим на суд Господом, создав в
них "состояние святости" (agiwsunh). "Это состояние святости есть именно
та цель, в направлении которой должна расти и двигаться любовь, столь
сильно теперь действующая в Ф., так чтобы их святость могла дать им, в
пришествие Христа, похвалу от Бога, предчувствие которой даст им
непоколебимое спокойствие сердца в ожидании этого великого и страшного
события. Мысль Ап. здесь вновь принимает тот эсхатологический поворот,
который то и дело встречается в нашем послании. Слова "со всеми
святыми", нужно понимать как одинаково приложимые и к почившим святым, и
к ангелам. Правда, в Н. 3. ангелы никогда не называются просто oi agioi.
Но тоже название встречается в кн. Деян VIII:13; влияние этой книги на
наше послание, несомненно, огромно. С другой стороны, в Евангелии (Мф
XIII:41 и д. ; XXV:31; Мк VIII:20, Лк IX:28 и 2 Фес II:7) ангелы
сопровождают Господа в пришествии Его; кроме того в двух Евангелиях - Мк
VIII:38 и Лк IX:20 эпитет agioV приложен к ним именно в связи с
пришествием Христа.