|
|
I Фессалоникийцам
Глава
2
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не
бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы
дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим
подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни
лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и
говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы
знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи
среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие
Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая,
чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.
10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали
мы перед вами, верующими,
11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего
вас в Свое Царство и славу.
13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное
слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, -
каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе
Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих
единоплеменников, что и те от Иудеев,
15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу
не угождают, и всем человекам противятся,
16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через
это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до
конца.
17 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не
сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше.
18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но
воспрепятствовал нам сатана.
19 Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред
Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
20 Ибо вы - слава наша и радость.
Обстоятельства и характер благовестничества Апостола у Фессалоникийцев
(1-12). Успех и действие проповеди апостольской среди читателей, верных
ей, и при переносимых от гонений страданиях (13-16). Стремление св.
Павла видеть Фессалоникийцев и препятствия к сему (17-20).
1-12 Характер жизни и деятельности Ап. Павла среди Ф-ских христиан.
Апостол вновь возвращается к мысли, высказанной выше в I:5, и теперь
развивает ее, переходя к апологии мотивов и характера своей проповеди,
которые, видимо, подверглись очернению и нареканию, и, конечно,
первоначально со стороны Евреев, а никак не язычников, очень мало что
знавших о прошлом Ап. Павла.
1-2 Начало проповеди у Ф-в не было "вотще" - бесцельно и несерьезно.
Пострадав и телесно и духовно, благовестники, не устрашенные неудачей в
Филиппах, дерзнули "говорить" о Боге и в Фессалонике "с великим
подвигом" - не смотря на огромную оппозицию со стороны врагов Евангелия.
3-4 Ф-цы прекрасно знают это и знают также, что учение благовестников
происходить не из заблуждения (в смысле самообмана), и не из желания
проповедывать распущенность (akaqarsia), или опираться на лукавство. Это
указание на нечистоту (akaqarsia) или же "чувственность", как возможное
источное начало проповеди, было весьма важно в виду тех крайне
безнравственных форм служения богам, которые часто освящались религиями
того времени. Таков, напр., был мистический культ "Kabiri" в самой Ф-ке,
сопровождавшийся грубо безнравственными обрядами. Благовестники свободны
от этих недостатков. Испытанные Богом, и удостоенные быть носителями
Евангелия, они стараются служить и угождать не низким побуждениям и
страстям человека, а Богу.
5-7 Их благовестие чуждо ласкательства, рассчитанного на грубый личный
интерес, чуждо даже "предлога" к корысти. Они не ищут славы, ни от
людей, ни от них. Они "могли бы быть им в тягость" (en barei einai), как
Апостолы - но этого на самом деле не было. Как понимать это выражение en
barei einai - "могуще в тягость быти"? Идет ли здесь речь о денежных
пособиях, на которые имели право благовестники, или же здесь имеется в
виду настойчивое требование признания своего авторитета? BaroV имеет два
значения: а) оно может иметь прямое значение "тяжести", "бремени"
(Vulgata - oneri esse), и в таком случае может указывать на право
Апостолов требовать помощи и содержания (смотри ст. 9 и 2 Фес III:8); б)
но может иметь и производное значение "власти, достоинства"; в таком
случае оно будет указывать на честь, которой могли благовестники ожидать
от Ф-в в качестве "Апостолов Христовых". Если связывать мысль 7 ст. с
мыслью 6 ст., то второе значение слова baroV более уместно; если же
связывать ст. 7 с 5 ст., то приемлемее будет первое значение слова. Но
"может быть безопаснее приписывать выражению en barei einai
всеобъемлющее значение, включающее в себя обе эти царственные, так
сказать, прерогативы Апостольства - и право настаивать на своем
авторитете, и право взимать вспоможения" (Lightfoot, op. cit.).
Благовестники, не будучи обременительны, были, напротив, "тихи" среди
них (hpioi). В данном месте возможно и иное чтение: "nhpioi", в таком
случае мысль будет такая: "мы были детьми посреди вас". Чтение это
находится в двух древнейших кодексах - Синайском и Ватиканском. Но
чтение hpioi так же хорошо поддерживается манускриптами, как и nhpioi, а
по ходу мыслей гораздо более приемлемо.
9 Здесь пред нами рисуется чудная картина жизни и деятельности Ап. Павла
и его сотрудников в Ф-ке. Не желая быть никому в тягость, Ап-л работал
сам лично, чтобы поддерживать себя. Этою работою, несомненно, было
делание палаток, ремесло, которому Ап. Павел был обучен, по еврейскому
обычаю, с самого детства; этим же ремеслом он пропитывался и в Коринфе
(Деян XVIII:2-3). Но Ап. Павел не всегда зависел от одного своего
ремесла; судя по Флп IV:15, в Ф-ке он получил поддержку от Филиппийских
христиан, а позднее в Коринфе (2Кор. XI:9) получил поддержку из
Македонии. Здесь нет никакого противоречия с 2 Фес III:7-10. Апостол мог
легко иметь в виду два мотива к самостоятельному и трудовому образу
жизни - и желание избежать обвинения "в корысти", и стремление дать
окружающим для подражания образец трудолюбия.
10-12 Но эта работа на пропитание ставила Ап. Павла в весьма выгодное
положение в отношении к верующим. Она давала ему возможность изучить
всякого до тонкости, при постоянном общении в работе, и стать отцом
каждого из них в духовном смысле. Каждого из них Ап. Павел увещевал и
просил "поступать достойно Бога, призывающего их в Свое Царство"
(kalountoV). Идея Царства Божия была еврейской по происхождению; она
очень часто встречается в Евангелии, но не так часто у прочих писателей
Н. 3. Грекам эта идея была чужда. Но Апостол, видимо, особенно выдвигал
эту идею в своей проповеди в Ф-ке. Этим воспользовались его враги -
Иудеи, и придали ей ложное толкование, опасное в политическом отношении
(Деян XVIII:7). Весьма возможно, что грустный опыт в Ф-ке заставил Ап.
Павла оставить эту форму раскрытия христианства в городах греческих.
13-16 Новое выражение благодарности со стороны Апостола за обращение Ф-в
и их твердость в гонениях.
13 Они приняли Слово Божие не как слово человеческое, отсюда его и
действенность. Они восприняли его сердцем, и оно действует в них добрыми
плодами - действует в них "верующих" (прич. наст. вр. pisteuousin).
"Слово - действенно, пока слушатели веруют. Эти два факта совместны.
Если бы вера исчезла, прекратилось бы и влияние слова проповеди"
(Adeney. w. 7, The Century Bible, Thessalonians, стр. 171).
14-16 Здесь содержится самая сильная атака на Еврейство со стороны Ап.
Павла (сравни Деян VII:51-03). "Это единственное место в его посланиях,
где употреблено выражение "жиды", подобно тому как это делается в Ев.
Иоанна, для обозначения избранного народа как врагов веры во Христа.
Чтобы понять это место, так сильно отличающееся по языку от IX-X гл. к
Рим, мы должны припомнить, что Ап. Павел, вообще человек с страстной
натурой, еще больно чувствовал недавнее против себя гонение со стороны
своих соотечественников, которые, как он это сознавал, боролись не
только против него, но против Бога и истины" (Iulford, Thessalonians,
crp. 22).
14 Содержит прекрасное опровержение тюбингенской гипотезы (Ф. Баура) o
якобы существовавшей вражде между Ап. Павлом и церквами в Иудее. Ф-цы
стали подражателями этих последних, и в словах Ап. Павла чувствуется
"удивление, полное любви" (Lightfoot) пред стойкостью иудейских
христиан, ставших образцом для христиан Ф-ки. С другой стороны этот стих
прекрасно подтверждает наши выводы о состоянии церкви в Ф-ке, и об
источнике гонения на христиан. "Хотя в книге Деяний Евреи являются
главными гонителями Ап. Павла в Ф-ке все же мы не можем сомневаться в
том, что ход событий был всюду одинаковый; оппозиция Евангелию,
возбужденная Иудеями, была подхвачена местным населением, без содействия
которого они были бы бессильны" (Lightfoot op. cit. 32 ст.).
15 Здесь словами "pasin anqrwpoiV enantiwn" прекрасно обрисован
богоборческий и враждебный человечеству характер Иудейства. Всюду, где
только был Ап. Павел, последнее гнало его. С другой стороны, великий
Апостол, странствуя по языческим городам, мог прекрасно заметить то
чувство, с которым относились всюду к иудейству. Слова Ап. Павла находят
прекрасное подтверждение в истории Тацита, который говорил, что Иудеи
имеют "adversus omnes alios hostile odium" (V:5). He лучше о них
отзывается и римский сатирик Ювенал; "Romanas autem soliti contemnere
leges, Iudaicum ediscunt et servant ac metuunt jus... Non monstrare vias
eadem nisi sacra colenti, Quaesitum ad fontem solos deducere verpos".
XIV:100-104. "Св. Павел видит образчик их вражды к человечеству в их
оппозиции распространению Евангелия среди язычников. Но и та и другая их
характеристика и их исключительность в вопросе о духовных привилегиях, и
их себялюбивая замкнутость в житейских отношениях вообще - были обязаны
своим существованием одному и тому же чуждому любви и свободы духу, тем
более ненавистному, что он был карикатурой и неестественным наростом на
исключительной чистоте их старого монотеизма" (Lightfoot, op. cit. стр.
34).
16 "Приближается на них гнев до конца" - нет никаких оснований относить
эти слова к факту разрушения Иерусалима. Если бы это было так, ссылки на
такое чрезвычайное событие были бы и в других местах послания, да и
здесь это событие описывалось бы более определенно. Ап. Павел здесь
читал, так сказать, знамения времен, грядущую судьбу богоборного и
жестоковыйного жидовства.
II:17 - III:10. Беспокойство Ап. Павла относительно христианской церкви
в Ф-ке, посещение Ф-ки Тимофеем, и радость благовестника при виде
благосостояния их церкви и роста их веры и любви.
18 Ап. Павел особенно подчеркивает свое личное желание "увидеть лице"
своих учеников, но "воспрепятствовал нам сатана" - пишет он. Что значить
это выражение? Препятствием могла служить болезнь в это время Ап. Павла;
на болезнь он намекает в посл. к Галатам (IV:14), среди которых он был
незадолго перед этим. Но, вероятнее всего - это выражение относится к
оппозиции со стороны жидовства. "Сатана, действуя через жидов, возбудил
гонение против Апостола, так что многократное намерение его посетить
Ф-ку осталось неосуществленным". Ramsay. W. M. (в St. Paul the
Traveller, crp. 230 - 31) высказывает догадку, что здесь делается намек
на действие политархов (Деян XVIII:9), которое препятствовало Ап. Павлу
возвратиться в Ф-ку (Iulford op. cit. 23-24).