|
|
I Маккавейская
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Глава
16
1 И возвратился Иоанн из Газары и рассказал Симону, отцу своему, о том,
что делал Кендевей.
2 Тогда Симон призвал двух старших сыновей своих, Иуду и Иоанна, и
сказал им: я и братья мои и дом отца моего воевали против врагов Израиля
от юности до сего дня и много раз успешно спасали руками нашими Израиля.
3 Но вот, я состарился, а вы по милости Божией находитесь в летах
зрелых: заступите место мое и брата моего, идите и сражайтесь за народ
наш, и да будет с вами помощь небесная.
4 И избрал из страны двадцать тысяч воинов и всадников, и пошли они
против Кендевея, и ночевали в Модине.
5 Встав же утром, вышли на равнину, и вот многочисленное войско
навстречу им, пешие и конные, и между ними был поток.
6 И двинулся против них сам и народ его, и видя, что народ боится
переходить поток, он перешел первый, и увидели это воины, и перешли за
ним.
7 И разделил он народ, поставив конных среди пеших; конница же
неприятелей была весьма многочисленна.
8 И затрубили священными трубами; и Кендевей обратился в бегство и
войско его, и пало у них много раненых, остальные же бежали в крепость.
9 Тогда был ранен Иуда, брат Иоанна; но Иоанн преследовал их, доколе не
пришел в Кедрон, который он построил.
10 И убежали они в башни, находящиеся в области Азота, но он сжег его
огнем, и погибло из них до двух тысяч мужей; и возвратился он с миром в
землю Иудейскую.
11 Птоломей же, сын Авува, поставлен был военачальником на равнине
Иерихонской, и имел много серебра и золота;
12 ибо он был зять первосвященника.
13 И надмилось сердце его, и захотел он овладеть страною, и делал
коварные замыслы против Симона и сыновей его, чтобы погубить их.
14 Между тем Симон, посещая города страны и заботясь о потребностях их,
пришел в Иерихон, сам и Маттафия и Иуда, сыновья его, в сто семьдесят
седьмом году в одиннадцатом месяце, - это месяц Сават.
15 И с коварством принял их радушно сын Авувов в небольшую крепость,
называемую Док, им устроенную, и сделал для них большой пир, и спрятал
там людей.
16 И когда опьянел Симон и сыновья его, тогда встал Птоломей и бывшие
при нем, взяли оружия свои и вошли к Симону во время пира, и убили его и
двух сыновей его и некоторых из служителей его.
17 Так совершил он великое вероломство и воздал за добро злом.
18 Птоломей написал об этом и послал к царю, чтобы прислал ему войско на
помощь, и он предаст ему страну их и города.
19 И некоторых послал в Газару убить Иоанна, а тысяченачальникам послал
письма, чтобы они пришли к нему, и он даст им серебра и золота и
подарки;
20 а других послал овладеть Иерусалимом и горою храма.
21 Но некто, прибежав к Иоанну в Газару, известил его, что отец его и
братья умерщвлены и что Птоломей послал убить и его.
22 Услышав об этом, Иоанн весьма смутился и, схватив мужей, пришедших
погубить его, убил их, ибо узнал, что они искали погубить его.
23 Прочие же дела Иоанна и войны его и мужественные подвиги его, славно
совершенные, и сооружение стен, им воздвигнутых, и другие деяния его,
24 вот, они описаны в книге дней первосвященства его, с того времени,
как сделался он первосвященником после отца своего.
Поражение Кендевея сыновьями Симона (1–10). Гибель Симона и заключение книги (11–24).
1. Известие Симону о вражеских действиях Кендевея приносит сын его Иоанн, в качестве начальника всех иудейских войск живший в крепости Газар (XIII:53).
3. «По милости (τώ έλέει, т. е. милостью Божиею ) находитесь в летах зрелых (ίκαοί έν τοις έτεσι) …» , точнее слав.: «доволни есте в ле тех…», т. е. достаточно сильны в своем возрасте, чтобы заменить старика в предстоящей войне. — «Заступите место мое и брата моего…», γίνεσθε αντ έμού καί τού άδελφού μου…, точнее слав.: «будите вместо мене и брата моего…», т. е. Ионафана, одновременно с которым (XI:59) он выступил на защиту Иудеи, и который ближайшим образом предносился воспоминанию Симона, его преемника, хотя с равным правом здесь мог быть упомянут и Иуда (что дало бы: τών αδελφών μου).
4. Особенность новой войны проявилась в употреблении конницы ('ιππείς), доселе не упоминавшейся у иудеев, и явившейся, очевидно, как плод преобразования армии Симоном, что упоминается в числе заслуг его в XIV:32.
6. «И двинулся против них сам…», (αυτός), т. е. главный начальник иудейской армии — Иоанн (XIII:53). Вероятно, он был старший из двух, упоминаемых во 2 ст., хотя и поставляется там на втором месте (ср. ст., где упоминается третий брат — Маттафия — и тоже на первом месте, хотя был несомненно моложе Иуды, по ст. ).
7. Расположением своих войск, при неравенстве конницы, Иоанн обнаруживает в себе замечательно опытного и мудрого стратега: поместив свою конницу среди пехоты, он, во-первых, предупредил возможность того, что под напором подавляющей конницы неприятеля его конница пришла бы в беспорядок, который, несомненно, отразился бы беспорядком, а, может быть, даже и паникой, и на остальном войске — пехоте. Во-вторых, помещение конницы среди пехоты не только не мешало ему выполнить свою роль, но даже способствовало. Отделяемые нападавшей на неприятельскую конницу пехотой и, следовательно, малоуязвимые со стороны врага, внимание коего все должно было сосредоточиваться на ближайших рядах нападавших, всадники иудейские наносили неприятелю двойное поражение, пуская стрелы через головы своих же, и в тоже время — оставаясь угрозой врагу и защитой своих с тылу и фронта. Последняя Иудейская война с римлянами дала множество примеров подобной неистощимой изобретательности иудейского ума на чудеса борьбы, отваги и самоотвержения.
8. «Бежали в крепость…», т. е. Кедрон, как следует из контекста речи (XV:39 и ).
9. «Доколе не пришел в Кедрон…», έως έλθείν (слав. «дондеже прииде в Кедрон…» ) — собственно значит: до области Кедрона, — до того места, как надо входить в Кедрон ; следовательно, в отличие от русского и славянского перевода, здесь еще не содержится указания на вступление в сам Кедрон, а только в начинающиеся окрестности его (ср. XI:73–74 и др.).
10. Десять лет перед тем Азот был уже взят и сожжен Ионафаном (X:84); очевидно, он успел опять обстроиться и теперь снова терпит недавнюю участь.
11. Птоломей, сын Авува (Αβούβου). Греческое имя — Πτολεμαίος — человека еврейского происхождения заставляет подозревать, что он или его фамилия склонны были к эллинизму.
14. «В 177 году…» э. Сел. «в одиннадцатом месяце» (Sabat, Зах I:7) в феврале 135 г. до Р. Х.
15. «Сын Авувов…» — без своего имени звучит презрением к этой личности за его гнусное дело. — «В небольшую крепость, называемую Док (Dok)» . Гнусное дело отцеубийства и братоубийства совершается не в самом Иерихоне, а в небольшой крепости или замке при нем, где, при полной зависимости всех от коменданта, оно могло совершиться надежнее. Имя Δώκ (у Иосифа Φ. Δαγών) сохранилась в нынешнем Ain Duk — большой прекрасный источник к северо-западу от Иерихона, на северной покатости горы Quarantania (Dschebel Kuruntul). Выше этого источника до сих пор видны остатки очень древних капитальнейших стен, — быть может, уцелевших от этой несчастной западни Симона.
18-21. Полного осуществления своих коварных замыслов Птоломею не удалось достигнуть, несмотря на удачу первого шага и предусмотрительное принятие всех других предварительных мер. Иоанн главный соперник его, благополучно избежал несчастной участи отца и братьев и, заняв престол и первосвященство отца, продолжил славную историю Маккавейской династии. Повествованием о гибели Симона Маккавея (143–135 г. до Р. Х.) с его семейством от руки Птоломея и избежании подобной же участи Иоанном, обрывается кодекс священных Ветхозаветных книг, в их хронологическом порядке, оставляя читателя в совершенном неведении почти 1 1/2 векового периода до новозаветных событий. К счастью, здесь приходит на помощь известный историк Иосиф Флавий, а потом мало-помалу и другие классики, которые более или менее обстоятельно, смотря по умелости употребления, поведают нам и то, что знать так важно и интересно за пределами книг библейских…
23-24. История Иоанна, известного под именем Гиркана (Hyrkanus), только, так сказать, озаглавлена писателем, и тотчас же заменяется простою отсылкою к другим специальным источникам («книга дней первосвященства его») . К сожалению, эта драгоценная книга не только не сохранилась до нашего времени, но трудно сказать и то, использована ли она главным описателем истории Иоанна в настоящем ее виде — Иосифом Флавием . Интересующиеся этой в высшей степени поучительной историей и вообще вопросом, что происходило за 1 1/2 века до Христа Спасителя в Иудее, лучше всего удовлетворять свое похвальное любопытство, прочитав специальный отдел об этом (277–355 с.) под заглавием: «От Библии до Евангелия» в недавно вышедшем ученом труде: «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия», иеромонаха Иосифа (Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г., ц. 2 р. 50 к.). — Особенного внимания и интереса каждого просвещенного и верующего христианина требует история известного Ирода, убийцы вифлеемских младенцев, изобилующая захватывающими душу событиями и картинами (с. 323–355 в том же труде).