|
|
I Иоанна
Глава
1
1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами,
что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, -
2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию
вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, -
3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели
общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.
4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.
5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог
есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем
и не поступаем по истине;
7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг
с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины
нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит
нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и
слова Его нет в нас.
Сущность и несомненная истинность благовествования о Слове жизни (1-4).
Бог есть свет (5). Характер и условия общения христиан с Богом и Христом
(6-10).
1-4 Выражая свою мысль несколько сложным периодом, Апостол начинает
послание свидетельством: возвещаем (apaggellomen) или пишем вам о Слове
жизни (peri tou logou thV ZwhV), которое было от начала (o hn ap' archV),
которое мы слышали, которое видели своими очами и которое осязали руки
наши. Как мы видели, уже в древности было отмечено близкое сходство
этого начала послания с началом Евангелия, причем это сходство, по
мнению древних церковных учителей, показывает тяжество предмета писаний
и учения о Боге-Слове или Божественном Логосе. Слово жизни здесь,
вопреки мнению некоторых комментаторов (Весткотта, Дюстердика и др.), не
означает только божественного учения, которое возвестил людям Христос
Спаситель (ср. Флп 2:16), а есть именно название Бога-Слова, как
показывает и конструкция (peri - у Ап. Иоанна обычно употребляется с
род. пад. лица, см. Ин 1:15, 22, 47; 2:25 и др.), и контекст речи
Апостола: только о личном Божественном слове или Богочеловеке Апостол о
себе и других апостолах мог сказать: "мы слышали, видели своими очами,
рассматривали, осязали руки наши", и в ст. 2 Апостол свидетельствует,
что эта жизнь - вечная жизнь Богочеловека - была у Отца и явились нам,
что вполне напоминает слова св. Апостола Иоанна о Божественном
Слове-Христе в Евангелии: "в том живот бе, и живот бе, свет человеком"
(Ин 1:4). Употребление же Апостолом и в послании тех же слов и
выражений, что и в Евангелии, каковы: logoV, zwh, hn, proV, еще более
сродство или тожество понятий и отношение их к одному и тому же главному
предмету - Богу-Слову. Не повторяя здесь сказанного в примечаниях к
Евангелию Иоанна гл. I, заметим лишь, что наименование Сына Божия
Логосом как в Евангелии, так и в послании не было делом самостоятельного
умозрения Апостола, а открыто было Тайнозрителю в нарочитом
сверхъестественном откровении (см. Откр 19:13). Вечное бытие Бога Слова
выражается в рассматриваемом месте послания словами hn ap' archV, как и
в Евангелии: en arch hn, "от начала", как и "в начале" значит до начала
времени, иначе безначально и бесконечно, следовательно, вечно. Равным
образом и "слово: было означает не временное существование, но
самостоятельное бытие известного предмета, начало и основание всего, что
получило бытие, такое, без которого последнее и не могло бы прийти в
бытие" (блаж. Феофил.).
Показывая совершенную достоверность благовестнической проповеди
апостолов о Боге-Слове, св. Апостол указывает на полноту, исключающую
возможность какого-либо сомнения, знания апостолов о Богочеловеке,
основанного на всестороннем духовно-чувственном опыте апостольском: все
чувства внешние и все внутренние духовные силы апостолов участвовали в
опытном постижении Бога-Слова, явившегося во плоти: "осязали и
умственным прикосновением и вместе чувственным, как, напр., Фома сделал
по воскресении. Ибо Он был Один и неразделен, Один и Тот же - зримый и
невидимый, объемлемый и необъятный, неприкосновенный и осязаемый,
вещающий, как человек, и чудотворящий, как Бог" (Феофил.).
Слово Божественное у Апостола здесь, в ст. 1-м, названо Словом жизни, а
в ст. 2-м - Жизнью (h zwh), бывшею у Отца и явившеюся людям, жизнью
вечною (thn zwhn thn aiwnion), которую возвещают апостолы, в том числе и
пишущий настоящее послание св. Иоанн. В ст. 3 и 4 целью и проповеди
вообще, и настоящего послания поставляется то, чтобы христиане
проповеданное и написанное слово апостольское имели общие (koinwnian) не
только с апостолами, но через них - и с Богом Отцом и Иисусом Христом:
"через слово мы принимаем вас в общники виденного и слышанного нами, так
мы имеем вас общниками Отца и Сына Его Иисуса Христа, а получив это, мы,
как прилепившиеся к Богу, можем исполниться радости", (блаж. Феофил.).
Таким образом, в послании учение о Слове Божественном раскрывается,
главным образом, со стороны непреходящей, вечной блаженной жизни,
имеющей свой источник в Боге-Слове, и со стороны общения христиан с этим
самобытным источником всякой жизни. Если в Евангелии Иоанна раскрыто
собственно учение о лице Бога-Слова Иисуса Христа, то послание дает
приложение этого учения к жизни; на основе истинного Боговедения и веры
в Иисуса Христа, как воплотившееся Слово Божие, оно созидает жизнь
каждого отдельного члена Христовой Церкви, чтобы всех привести к вечной
жизни, к вечному блаженству в общении с Богом.
5 Сущность благовестия, принесенного на землю Воплотившимся Словом
Божиим, слышанного от Него апостолами и ими возвещаемого людям, Апостол
Иоанн здесь выражает в форме краткого афоризма с противоположением мысли
положительной и мысли отрицательной (параллелизм антитетический): Бог
есть свет, и нет в нем никакой тьмы. Судя по афористическому характеру
этого выражения, а еще более по прямому свидетельству Апостола: "мы
слышали от Него", - можно думать, что здесь воспроизведено точное
изречение, собственные слова Спасителя - одно из тех немалочисленных
аграфа (agrafa) - не записанных в Евангелии изречений Господа, которые
сохранились лишь в писаниях апостолов (таково приводимое Ап. Павлом в
речи к ефесским пастырям изречение Господа: "блаженнее давать, нежели
принимать" Деян 20:35) или в более поздних памятниках христианского
церковного предания. Возможно, впрочем, как и предполагают некоторые
толкователи, что рассматриваемое изречение есть обобщение, сокращение
или напоминание нескольких подобных изречений Христа Спасителя о Себе,
как о свете (Ин 8:12; 9:5), самим Апостолом выраженное в афоризме.
Во всяком случае, положение: "Бог есть свет" есть одно из выражений,
употребляемых Ап. Иоанном, которыми описывается собственное существо
Бога, каковы: "Бог есть Дух" (Ин 4:24) и "Бог есть Любовь" (1Ин. 4:8):
если другие новозаветные писатели говорят о свойствах и действиях Бога,
то св. Иоанн, говорит о том, что есть Бог в своем существе. Основное
понятие, даваемое именем света в приложении к Богу, есть понятие
абсолютного нравственного совершенства, ср. Иак 1:17, совершеннейшей
святости. Как в видимом мире свет есть стихия превосходнейшая и
благодетельнейшая, все освещающая, согревающая, оживляющая, так и в Боге
"свет" есть совокупность и полнота Его Божеских совершенств - святости,
премудрости, всеведения, благодати и др., по которым Бог все в мире
озаряет, просвещает, оживотворяет, приводит к блаженству. И нет никакого
недостатка ни в одном из этих свойств Божиих, нет никакой тени в
присносущем свете существа Божия. "Итак Он есть свет, и тьмы в Нем нет,
но свет духовный, привлекающий очи души к зрению Его, а от всего
вещественного отвращающий и возбуждающий стремление к Нему одному с
самою сильною любовию. Под тьмою разумеет или незнание, или грех, ибо в
Боге нет ни незнания, ни греха, потому что незнание и грех имеют место
(только) в веществе и в нашем расположении... А что Апостол называет
тьмою грех, это видно из евангельского изречения его: "и свет во тьме
светит, и тьма его не объяла" (Ин 1:5), где тьмою он называет нашу
греховную природу, которая по всей склонности к падению уступает
завистнику нашему диаволу, увлекающему к греху. Итак, Свет,
соединившийся с нашим естеством, весьма уловляемым, стал совершенно
неуловим для искусителя, ибо Он греха не сотворил (Ис LIII:9)".
Из учения о Боге, как Свете, Апостол далее делает два
нравственно-практических вывода: а) о необходимости для христиан ходить
в вере истины и чистоты, признавать и исповедывать свои грехи и
очищаться кровью искупителя (I:6; II:2) и б) о долге их соблюдать
заповеди Божии, особенно заповедь о любви (II:3-11).
6-7 Каждый христианин как член Царства Божия, должен находиться в живом
общении с Богом. Но необходимым для того условием является хождение
христианина в свете истины и святости. При отсутствии же этих условий
христианин заблуждался бы или допускал бы сознательный обман, почитая
себя стоящим в общении с Богом - Светом истины и святости. Резкость
тона, по-видимому, говорит о том, что Апостол имеет в виду каких-то
лжеучителей, искажавших истинное понятие о существе христианской жизни и
общения с Богом. "Итак, когда мы принимаем вас в общники с Богом,
Который есть свет, а в этом свете, как показано, нет тьмы и не может
быть; то и мы, как общники света, не должны в себя принимать тьму, чтобы
не понести наказание за ложь, и вместе с ложью не быть отторгнутым от
общения с светом" (блаж. Феофил.). Истинное же общение с Богом, истинное
хождение во свете по закону богоуподобления необходимо проявляется в
общении и с ближними, в братолюбии. Но источник благодатной силы ходить
в свете общения с Богом и ближними заключается единственно в искуплении
всего мира Кровью Сына Божия. "Никто, любящий истину и старающийся быть
истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем
овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение
с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен Кровью Его, пролитою за нас"
(блаж. Феофил.).
8-10 Уже в последних словах ст. 7-го Апостол высказал мысль, что грех
действует и в христианах, и что все они имеют нужду в очищающей силе
Крови Христовой. Теперь, имея в виду, быть может, лжеучителей,
отвергавших эту истину, Апостол с особенною настойчивостью доказывает
необходимость для всех христиан иметь сознание испорченности своей
природы и склонности ко греху. Недостаток этого сознания, а тем более
полное его отсутствие ведет не только к пагубному самопрельщению (ст.
8), но далее - в конце концов - к отрицанию искупительного дела
Христова, к признанию даже Самого Бога лжецом (ст. 10), ибо, если люди
сами по себе могут быть без греха, то излишни искупление и Искупитель, и
Слова Писания о необходимости для всех искупления оказывались бы
лживыми. Но отрицая и осуждая со всею решительностью самопрельщение и
притязание на совершенную безгрешность, Апостол вместе с тем разрешает
естественно возникающий вопрос: как же примирить греховное состояние
христианина с необходимым требованием общения с Богом, Который есть
свет? Ответ на это недоумение Апостол дает в ст. 9 в том смысле, что
необходимым условием общения нашего с Богом при наличности несомненной
греховности нашей - исповедание, т. е. открытое, решительное и
настойчивое признание наших грехов: ean omologwmen taV amartiaV hmwn -
исповедание не общей только греховности, но определенных грехов,
известных, как деяния тьмы. Что исповедание грехов не может ограничиться
одним внутренним сознанием, а должно сопровождаться и внешним
исповеданием или открытым самосуждением пред Богом и пред свидетелем,
поставленным Богом вязать и решать грехи человеческие (Ин 20:22-23), это
предполагается уже значением и новозаветным употреблением термина
omologe?n, заключающего в себе мысль о внешней высказанности или
выражении того или другого пред людьми (ср. Мф 10:32-33; Ин 1:20).
"Сколь великое благорождается от исповеди, видно из следующих слов:
"скажи ты прежде грехи свои, чтобы оправдаться" (Ис XLIII:26) (блаж.
Феофил.). При выполнении нами требуемого условия - исповедания грехов -
Бог, по уверению Апостола, непременно простит грехи кающемуся (слав,
оставит грехи наши) и внутренно очистит грешника от неправды (очистит
нас от всякой неправды). В этом одновременно осуществляется и верность,
и праведность Бога. "Бог верен, это то же, что истинен; ибо слово верен
употребляется не о том только, кому вверяют что-нибудь, но и о том, кто
сам весьма верен, кто собственною своею верностью может и других делать
такими. В таком смысле Бог верен, а праведен Он в том смысле, что
приходящих к Нему, как бы ни были они грешны, не прогоняет (Ин 6:37)
(блаж. Феофил.).