|
|
I Иоанна
Первое Соборное послание св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова не
имеет имени писателя ни в заглавии, ни в тексте, лишь в первых стихах
послания писатель непрямо дает знать о себе, как свидетель и очевидец
событий земной жизни Господа Иисуса Христа (I:1-3). Тем не менее, мысль
о происхождении послания от пера Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
составляет твердое убеждение Церкви. Блаженный Феофилакт вслед за св.
Афанасием Великим ("Синопсис") говорит: "Тот же Иоанн, который написал
Евангелие, писал и это послание с целью утвердить тех, которые уже
уверовали в Господа. И как в Евангелии, так и в настоящем послании
прежде всего богословствует о Слове, показывает, что оно всегда в Боге,
и учит, что Отец есть свет, чтобы мы и отсюда познали, что Слово есть
как бы отблеск Его". Вся христианская древность согласно признавала это
послание писанием Апостола и евангелиста Иоанна: по свидетельству
Евсевия, "из посланий Иоанна, кроме Евангелия, как нынешние, так и
древние христиане признают, без всяких споров, и первое его послание"
(Церк. Ист. 3:24). Уже св. Поликарп Смирнский, муж апостольский, ученик
Апостола Иоанна ("Послан, к Флп" гл. VII) приводит одно место (IV:3) из
первого послания св. Иоанна. Столь же древний муж, Папий Иеропольский,
по свидетельству Евсевия (Церк. Ист. 3:39), пользовался и первым
посланием Иоанновым, как и первым посланием Ап. Петра. И св. Ириней
Лионский, по свидетельству Евсевия же (Ц. И. 5:8), в своем сочинении
"Против ересей" приводит много свидетельств из первого послания Ап.
Иоанна (именно в кн. 3:15, 5 он приводит 1Ин. 2:18-22, а в 3:15, 8-1; Ин
4:1-3; V:1). Свидетельство этих трех древних мужей, примыкающих по
времени прямо к апостольскому веку, особенно важно, подтверждая
изначальность веры Церкви в каноническое достоинство послания.
Из II века несомненно знакомство с посланием Ап. Иоанна - св. Иустина
Мученика ("Разговор с Трифоном", гл. CXXIII, см. 1Ин. 3:1), автора
"Послания к Диогнету" (гл. II, см. 1Ин. 4:9-10). К концу II-го же века
или к первой половине III века относятся важные и авторитетные
свидетельства общепризнанного канонического достоинства первого послания
Иоанна - т. н. Мураториева канона, Сирского перевода новозаветных
священных книг Пешито и древне-латинского перевода. Подобные же
свидетельства о подлинности и каноничности послания встречаются у
Климента Александрийского (Стром. II, см. 1Ин. 5:16), у Тертуллиана (Adv.
Рrax. с. 15 1Ин. 1:1), у Оригена (Евсев. Ц. И. 6:24) Дионисия
Александрийского (у Евсев. Ц. И. 7:25) и др. Вообще из приведенных
свидетельств очевидно, что каноническое достоинство и подлинность
первого послания Иоанна были общепризнаны и никаким сомнениям и
оспариваниям не подвергались. И все внутренние признаки послания, все
характерные черты его содержания, тона и изложения убедительно
свидетельствуют о принадлежности послания тому же великому апостолу
любви и возвышенного христианского созерцания, которым написано и
четвертое Евангелие. И в послании, как в Евангелии, причисляет себя к
самовидцам Слова, и все содержание послания проникнуто живым
воспоминанием о данном Спасителем примере христианам всею жизнью Своею
земною (II:6; 3:3, 5, 7; 4:17), о Его слове и заповедях (I:5; 3:23;
4:21), о событиях при Его крещении и крестной смерти (V:6). В послании
веет тот же дух любви и вместе огненной ревности по славе Божией и
чистоте Богопочтения, та же глубина и сила чувства, тот же образ и
характер представления и изложения, что и в Евангелии. Эта внутренняя
близость и родство содержания послания и Евангелия св. Иоанна хорошо
были подмечены и оценены в смысле доказательства подлинности еще в
древности, напр., св. Дионисием Александрийским в III в. "Евангелие
(Иоанна) и послание, говорит он, согласны между собою и одинаково
начинаются; первое говорит: вначале бе Слово, последнее: еже бе исперва;
в том сказано: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его,
славу яко единародного от Отца (Ин 1:14), то же и в этом, с небольшим
лишь изменением: еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом и
руки наша осязаша, о Словеси животным, и живот явися... (1Ин. 1:1-2).
Иоанн верен себе и не отступает от своей цели; он раскрывает все в
одинаковых периодах и теми же словами. Приведем вкратце некоторые из
них. Внимательный читатель в каждой из упомянутых книг часто встретит
слова: жизнь, свет, прехождение тьмы, непрестанно будет видеть: истина,
благодать, радость, плоть и кровь Господа, суд, оставление грехов,
любовь Божия к нам, заповедь о взаимной нашей любви, и о том, что должно
соблюдать все заповеди, также осуждение мира, диавола, антихриста,
обетование Святого Духа, сыноположение Божие, во всем требуемую в нас
веру, везде Отца и Сына. Вообще, при непрерывном внимании к
отличительным, невольно представляется одинаковый образ Евангелия и
послания" (у Евсевия, Церк. Истор. 7:25).
Если же некоторые западные библеисты нового времени в обличаемых первым
посланием Иоанна лжеучителях видели гностиков II века и на этом
основании отрицали подлинность послания, принадлежность его I веку и св.
апостолу любви, то, конечно, верно, что законченной и вполне развитой
вид гностические учения получили лишь во II-м веке, но зерна и начатки
гностических заблуждений возникли еще в век апостольский. "И как
заблуждение, которое опровергает писатель послания, различно от
гностистической и докетической ереси II века, так отличен и способ
полемики: не против частностей учения и личностей еретиков, как это
характерно для позднейшей полемики, направляет послание писатель его; но
против всеобщих и принципиальных положений, против зарождающегося
антихристианства он выставляет всеобщие и принципиальные положения
христианства" (проф. Н. И. Сагарда).
Что касается времени написания послания, то положительных исторических
свидетельств нет, как и в самом послании нет прямых указаний о времени
его происхождения. Все-таки в содержании послания есть косвенные данные,
по которым происхождение послания следует отнести к позднему времени
жизни Апостола или к последним годам века апостольского. В своем
послании Ап. Иоанн делает предметом своих забот не основание и
первоначальное устроение церковных христианских общин, а лишь
напоминание и утверждение в той вечной истине христианской, которую они
давно услышали, познали и имеют, как благодатное "помазание" (II:20,
27). По-видимому, ко времени написания послания христианские общины
Малой Азии, к которым первее всего было направлено послание, давно уже
получили церковную организацию и в них рядом с вымиравшими членами
первого поколения были и такие, которые уже родились и выросли в
христианстве (II:13-14). В пользу позднего происхождения послания
говорит и отражающийся в нем внутренний рост Церкви, по-видимому,
выходящий далеко за пределы деятельности Ап. Павла. Иудейские споры,
наполняющие всю историю Деяний Апостольских и все послания Ап. Павла, не
нашли никакого отражения в послании: здесь нет и намека на какую-либо
борьбу защитников Закона и Евангелия, на прения об обрезании и т. п.
Иудейство и язычество не выступают, как самостоятельные, враждебные
христианству, величины; они скорее объединились в общей вражде к нему,
образовавши боговраждебное начало "мира" (kosmoV, космоса). Зато в
недрах самой христианской общины новые враги-лжеучители, извращавшие
основной догмат христианства - Боговоплощение - и совершенно ясно
обнаружившие полную свою противоположность учению и жизни истинной
Церкви Христовой, хотя они и вышли из недр ее (II:19). Такая глубокая
перемена в характере вероучительных предметов и споров и вообще в
состоянии Церкви требует для своего объяснения едва ли не целых
десятилетий от деятельности Ап. Павла до написания послания. Ввиду
отмеченного уже близкого родства послания и Четвертого Евангелия
обыкновенно считают послание или как бы рекомендательным письмом к
Евангелию - своего рода prolegomena к Евангелию, или же второю, так
сказать, практическою или полемическою частью Евангелия. В том и другом
случае очевидна близость послания к Евангелию и по времени написания.
Традиция церковная довольно согласно относит написание обоих Священных
Писаний св. Апостола ко времени после возвращения его из ссылки с
острова Патмоса, в царствование Домициана. Таким образом, конец I века
христианского, годы 97-99-й, могут считаться хронологическою датою
происхождения первого послания св. Ап. Иоанна. И так как все последние
годы Апостол Иоанн провел в Малой Азии, частнее - в городе Ефесе, то
именно этот город может считаться местом написания послания. Ближайшим
же побуждением написания послания, адресованного к малоазийским
христианам, близко известным св. Апостолу любви по его многолетнему
пребыванию среди них и руководству их по смерти Апостолов Петра и Павла,
- было желание Ап. Иоанна предостеречь христиан от лжеучителей (см.,
напр., II:19-22; IV:1-3), искажавших, как видно из послания, учение о
Божестве и воплощении Господа Иисуса Христа, о блаженстве единения с
Богом и Христом (II:22; IV:2, 3; I:6-7; II:2, 3, 12-17 и др.). Посему
общий характер послания - увещательный и обличительный, хотя прямой
полемики в нем не заключается: возвышаясь своею мыслию над временными
обстоятельствами, давшими повод к написанию, Апостол здесь, как и в
Евангелии, более всего имеет вечные потребности членов Церкви Христовой,
утверждая в них веру в Иисуса Христа, как истинного Сына Божия,
истинного Бога и истинного человека, и через то открывая всем путь
вечной жизни (1Ин. 5:13, 20; см. Ин ХХ:31).
О первом послании св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова на русском
языке можно читать: 1) у г. Ф. Яковлева - Апостолы. Очерк жизни и учения
святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Евангелии, трех
посланиях и Апокалипсисе. Вып. II. Москва, 1860; 2) у прот. А.
Полотебнова - Соборные послания Апостола любви I, II, III. На слав. и
русск., с предисловием и объяснительными примечаниями. Москва 1875; 3) в
статьях г. И. Успенского: Вопрос о пребывании св. Апостола Иоанна
Богослова в Малой Азии, Христ. чтен. 1879, I, 3, 279, и Деятельность св.
Апостола Иоанна Богослова в Малой Азии, там же, II, 245; 4) у Преосвящ.
епископа Михаила - "Толковый Апостол" II. Киев 1905, с. 305 гл. Есть и
две специальных монографии а) проф. прот. Д. И. Богдашевского -
"Лжеучители, обличаемые в первом послании Ап. Иоанна". Киев 1890, и б)
проф. В. И. Сагарды - "Первое Соборное послание святого Апостола и
евангелиста Иоанна Богослова. Исагогико-экзегетическое исследование.
Полтава. 1903.