|
|
Книга пророка Михея
Премудрый Михей (евр. Michah или в более полном начертании michajahu - 2
Пар XIII:2; XVII:7 - означает кто как Бог) в подписании его книги
называется "Морасфитином" (евр. hammoraschthi). Это название обыкновенно
понимается, как указание на места происхождения пророка - Морасфу. По
свидетельству блаж. Иеронима, Морасфа находилась на юге Иудеи, вблизи
Елевферополя. Новейшие толкователи отождествляют Морасфу с упоминаемым у
Михея в I:14 Морешеф-Гефом. Следы Морасфы при этом указывают в
незначительных развалинах, находящихся к югу от Бейт-Джибрина.
Уроженец Иудеи, Михей свое пророческое служение проходил в Иудейском
царстве. По подписанию книга время этого служения падает на царствование
Иоафама, Ахазии и Езекии, т. е. на конец VIII-го в. до Р. X. В кн.
Иеремии (XXVI:18-19) сообщается, что когда народ хотел умертвить его за
предвещение гибели Иерусалиму, то некоторые из старейшин земли сказали
народному собранию: Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии царя
иудейского и сказал всему народу иудейскому: "так говорит Господь Саваоф:
Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и
гора дома сего лесистым холмом. Умертвили ли его за это Езекия, царь
иудейский, и весь Иуда?" Несомненно, приведенные слова относятся к
Михею, писателю пророческой книги. Так как в этих словах Михей
представляется пророком времени Езекии, то некоторые новейшие
комментаторы этим временем и ограничивают всю деятельность пророка,
полагая, что стоящие в надписании кн. Михея имена царей Иоафама и Ахаза
представляют позднейшую вставку. Но свидетельством Иер ХXVI:18-19
утверждается только то, что одно известное пророчество Михея, именно
пророчество о разрушении Иерусалима (III:12), было произнесено в
царствование Езекии, а не то, что и вся деятельность пророка
ограничивалась этим царствованием. Правда прямых и ясных указаний на
время Иоафама и Ахаза мы не имеем в кн. Михея. Но это может быть
объясняемо тем, что книга пророка представляет не все произнесенные им
речи, а только старое изложение их и извлечения из них. Кроме того,
содержание пророчества Михея из времени Езекия отчасти может считаться
отражением того настроения иудейского народа, которое развилось в
царствование Иоафама и Ахаза. Сюда относятся, напр., указания на
воинственное настроение, которое особенно было сильно при Иоафаме (Мих
IV:8; V:5, 10-11; ср. 2 Пар XXVII:1-7), и на волшебство и
идолопоклонство, которое было распространено при Ахазе (Мих V:12-14;
I:5). Как нет оснований отодвигать начало деятельности Михея ко времени
Езекии, так нет данных и для того, чтобы продолжать ее до царствования
Манассии (ср. VII:6).
По содержанию кн. Михея обыкновенно разделяется на три части, из которых
первая обнимает гл. I-III, вторая гл. IV-V и третья гл. VI-VII.
Предметом пророческих речей Михея была Самария и Иерусалим. Пророк
начинает свои речи возвещением разрушения, предстоящего Самарии. С такою
же угрозою обращается он и к Иерусалиму, изображая в ряде образов
грядущее бедствие (гл. I). Причиной божественного гнева против
Иерусалима служит нечестие жителей Иудеи, в особенности преступления
вельмож иудейских, священников, ложных пророков и судей (гл. II-III). За
эти преступления, возвещает пророк, "Сион распахан будет, как поле, и
Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома сего будет лесистым
холмом" (III:12). Эти угрозы в II:12-13 пророк прерывает обетованием о
будущем соединении остатков Израиля и Иуды и возвращении их из плена.
Таково общее содержание первой части кн. Михея. Речи гл. I-III,
предсказывающие разрушение Самарии, были произнесены до этого события,
т. е. до 722 г. Как видно из Иер ХXVI:18, угрозы пророка против
Иерусалима имели условный характер. Так как народ раскаялся, то они не
были осуществлены. После завоевания Самарии ассирияне прекратили военные
действия в Палестине, и угроза Иерусалиму миновала. Но дух народа был
неспокоен, и вот, пророк обращается к народу с утешительными речами.
Вторая часть кн. Михея, гл. IV-V, представляет подробное раскрытие
утешительного обетования II:12-13 и возвещение мессианских времен. В эти
времена все народы обратятся к закону Иеговы, и настанет Царство мира
(IV:1-5). Этому будет предшествовать восстановление народа (IV:6-8) и
торжество его над врагами, злоумышляющим и против Сиона (IV:9-13).
Виновником этого славного будущего явится имеющий родиться в Вифлееме
Владыка Израиля, "происхождение Которого от дней вечных". Владычество
его доставит Израилю могущество над врагами, подобными Ассуру, и сделает
его истинным народом Божиим, среди которого не будет уже предметом
ложного богопочитания (гл. V). Третья часть кн. Михея (гл. VI-VII)
содержит в первой половине обличительную речь пророка к Израилю.
Призывая горы и холмы в свидетели суда Господа с Израилем, напоминая о
благодеяниях Божиих (VI:1-5) пророк поставляет народу на вид его
неправды - лживость, обман, отсутствие милосердия, вообще "обычаи Амврия
и дела дома Ахава" (VI:6-VII:8). Народ должен понести наказание за грехи
свои, и пророк от имени Господа говорит: "Я неисцельно поражу тебя
опустошением за грехи твои" (VI:13-15). Но вместе с тем, пророк снова
выражает уверенность в том, что Господь умилосердуется над остатком
наследия своего, изгладит беззаконие народа, явит, как в дни исхода из
Египта, дивные дела свои, восстановит теократию и расширит пределы ее
(VII:11-20). Не вполне ясно, о каком именно царстве говорит пророк в гл.
VI-VII. Большинство комментаторов понимают речи гл. VI-VII, как
пророчество об Иерусалиме и царстве Иудейском, о пленении иудейского
народа и о восстановлении царства после плена (VII:11). Но некоторые
выражения рассматриваемых глав дают основание другим комментаторам
относить эти главы не к Иерусалиму и Иудейскому царству, а к Самарии и
царству Израильскому. Гоонакер справедливо указывает на то, что в гл.
VI-VII не называется ни Иудея, ни Иерусалим или Сион, ни Вавилон. Далее,
в молитве пророка о восстановлении народа (VII:14 и д. ) мы не находим
ни одного из тех предсказаний славного будущего, которые обычны в
описании величия Сиона. Слова молитвы: да пасутся они в Васане и
Галааде, как во дни древние (VII:14) более понятны в отношении к
Израильскому царству, нежели в отношении к Иудейскому. Общая картина
нечестия народа, начертанная в гл. VI-VII, вполне соответствует той,
какую мы видим у пророка Осии (ср. Ос IV:1-2; IX:7-8). Такое выражение,
как VI:16, опять естественнее понимать в отношении Самарии, чем в
отношении Иерусалима. Отмеченные черты гл. VI-VII и дают основание
видеть в них речь о Самарии, и именно ретроспективный обзор
совершившихся в Самарии событий, разделение справедливости божественной
кары, постигшей десятиколенное царство и возвещение остатку этого
царства надежды на светлое будущее. Гл. VI-VII являются, таким образом,
эхом тех братских чувств, которые вызваны были падением десятиколенного
царства в душах лучших представителей Иудейского народа. Речи пророка
Михея отличаются глубиною и живостью чувства. Особенно сильны те
обличения, с которыми пророк обращается к вельможам народа и к ложным
пророкам. Живость чувства, одушевляющего пророка, отражается в его речах
быстрыми переходами от одной мысли к другой (от обличения к угрозе, от
угрозы к обетованиям (II:8-12; III:12; IV:1), частым употреблением
уподоблений и игре слов (I:10-15; II:4; VI:5), обилием образов. При
этом, как уроженец деревни, Михей, подобно Амосу, свои образы и
сравнения чаще всего заимствует из пастушеской жизни (ср. II:12; IV:6-7;
V:3-4; VII:14).
Новейшая критика отвергает подлинность большей части кн. Михея,
утверждая что первоначальная книга пророка была переработана и
восполнена в послепленное время. Но в основе такого воззрения лежит,
во-первых, несправедливое применение к книге требований от современного
литературного произведения, а во-вторых, особое понимание ветхозаветного
профетизма, сводящее последний только к неясным ожиданиям будущего и не
допускающее определенных предсказаний этого будущего.
Текст кн. Михея представляет немало трудностей, так как подлинник и
переводы передают его неодинаково.
Литература: Проф. Р. А. Юнгеров, Книга пророка Михея. Казань, 1890. Арх.
Антоний. Толкование на книгу св. пророка Михея. СПБ, 1891. Roorda
Commentanus in Vatic Michae, 1869. Ryssel, Die Textgestalt und die
Echthert d Buches Micha, 1887. Cheyne, Micah with notes and Introduction
1895. См. также комментарии Новака, Марти и Гоонакера.