|
|
II Коринфянам
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Глава
3
1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для
некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
2 Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое
всеми человеками;
3 вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше
написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных,
но на плотяных скрижалях сердца.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы
от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но
духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так
славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине
славы лица его преходящей, -
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою
служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по
причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы
сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается
неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню,
преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Близость Ап. Павла к Коринфянам (1-5). Величие новозаветного,
Апостольского служения пред ветхозаветным, Моисеевым, по его результатам
по сравнению с результатами служения ветхозаветного (6-18). >1. Неужели
нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых,
одобрительные письма к вам или от вас?
1-5 Ап. Павла противники его упрекали в том, что он выставляет на вид
свою личность, рекомендует сам себя. В ответ на это Ап. иронически
говорит, что, кажется, он не нуждается ни в какой рекомендации:
Коринфская церковь, им основанная, - лучшая для него рекомендация. -
Впрочем, он не хочет хвалиться своими успехами, зная хорошо, что эти
успехи - дело помощи Божией ему, Павлу.
1 Нам, т. е. мне и Тимофею. - Как для некоторых. Здесь Ап. вероятно
имеет в виду своих противников - иудействующих, которые могли найти себе
рекомендационные письма у представителей Иерусалимской церкви и получить
таковые же от Коринфян.
2 Вы - наше письмо. Ваше обращение ко Христу и ваша христианская жизнь -
достаточная для нас рекомендация (ср. 1Кор.IX:2) - Написанное в сердцах
наших, т. е. мы имеем внутреннюю уверенность в том, что вы и другие
христиане хорошо нас знают. - Узнаваемое и читаемое всеми человеками.
Здесь указано другое свойство письма, о котором говорит Ап. Это именно -
его доступность для всех. Все церкви могут видеть, чем обязаны Коринфяне
Павлу и Тимофею - об этом говорит добрая жизнь Коринфян.
3 Письмо Христово, т. е. письмо составленное Христом. Здесь Церковь
Коринфская названа вообще письмом, а не одобрительным письмом, как выше,
т. е. созданием Христовым. Апостол Павел и Тимофей являются только
орудиями в руках Христовых, как писцы пишущие под диктовку. Чернила -
это орудие письма - заменяет собою Дух Св.. Материал, на котором писано
письмо, - живые сердца Коринфян. О скрижалях каменных вместо пергамента
Ап. упоминает потому, что ему здесь предносилось воспоминание о
скрижалях закона. - Плотяными названы скрижали сердца для того, чтобы
обозначить живую восприимчивость читателей послания к проповеди
Евангелия.
4-5 Такую уверенность, т. е. такое убеждение, какое выразил Ап. во 2 и
3-м ст. - Имеем в Боге - правильнее: в отношении к Богу. Ап. питает
такую уверенность потому, что состоит в тесном общении с Богом, в Нем
полагает всю свою опору. - Чрез Христа. Ап. все свои достоинства получил
чрез Христа. Точно также и уверенность в пользе своего дела он
обосновывает на том, что эта уверенность возникла в нем под действием
Христа. - Помыслить что... Ап. и способность судить о себе и своих
усилиях получил от Бога. - Способность, т. е. способность помыслить о
себе и своем деле, способность правильно рассудить об этом.
6-18 Ап. сначала высказывает главную мысль своего рассуждения: Ветхий
Завет есть служение смертоносной букве, новый - служение оживляющему
духу. Раскрывая эту мысль, он говорит: было величие и у служения Ветхого
Завета, но что значить это величие по сравнению с величием
ново-заветного служения? Ведь новозаветное служение - не престающее и
ведет не к осуждению, как ветхозаветное, а к прославлению. В виду этого
Апостол радуется и в противоположность людям Ветхого Завета, которые не
могли прямо смотреть на величие Божие, открытым лицом взирает на славу
Господню и все более и более просвещается этою славою. И это Ап. говорит
не только о себе, а и о всех истинных христианах.
6 Нового Завета. В Новом Завете условием получения спасения является не
исполнение закона Моисеева, а вера в Искупителя (1Кор.XI:25; Рим X:5 и
сл. ). - Не буквы, но духа. Ветхий Завет назвав буквою(gramma) потому,
что он представляется существующим в письменных памятниках и притом не
имеющим в себе животворящего начала. Новый же Завет назван духом(pneuma)
потому, что в нем действующим началом является животворная сила Св.
Духа. Не буквою, а Духом руководятся и проповедники Евангелия. Хотя и
закон по своему существу также духовен (Рим VII:14) и его слова - живые
(Деян VII:38), но сила греха парализовала эту силу закона. - Буква
убивает. Ап. здесь указывает причину, по которой Бог не сделал его
служителем буквы. Умерщвление, производимое буквою закона, нужно
понимать в том смысле, в каком говорит Ап. о законе в VII гл. посл. к
Рим (ст. 5-7 и сл. ; ср. 1Кор.XV:56). Чрез заповедь закона сила греха,
дотоле бездействовавшая в человеке, пробуждена была к жизни и произвела
в человеке всякую похоть, которая и привела человека к духовной смерти,
т. е. к удалению от Бога.
7-8 Служение смертоносным буквам, начертанное на камнях -правильнее:
"служение смерти (служение, способствующее расширению господства),
буквами начертанное на камнях". Ап. имеет в виду здесь Десятословие,
которое обязано было своим происхождением служению Моисея (Исх
XXXIV:28). Ап. прибавляет, что Десятословие было начертано буквами и
этим еще резче оттеняет недуховный характер его. - Не могли смотреть...
В кн. Исход (XXXIV:30) сказано только, что евреи "боялись подойти к
Моисею". Разъяснение свое Ап. делает, очевидно, на основании иудейского
предания. - Преходящей. Ап. прибавляет это выражение для того, чтобы
выставить на вид превосходство славы новозаветного служения, как это и
делает он прямо ниже (см. ст. 11). - Служение духа, т. е. посвященное
Св. Духу служение проповедников Евангелия.
9 Служение осуждения, т. е. ведущее к осуждению (ср. Рим VII:9 и сл. Гал
III:10). - Служение оправдания, т. е. ведущее к оправданию (ср. Рим
I:17; III:22 и сл. ).
10 То прославленное... т. е. "ибо в этом отношении - т. е. в отношении
величия Моисеева служения по сравнению с названным (ср. ст. 9) - можно
сказать, что прославленное - не прославлено".
11 Преходящее -именно служение Моисея. Моисей перестал быть
законодателем (Рим X:4). - Пребывающее, т. е. - служение проповедников
Евангелия, которое (служение) будет продолжаться до конца мира (Мф
XXIV:14).
12-13 Имея такую надежду. Ап. выражает здесь уверенность в том, что
величие его служения не уничтожится. - Действуем -конечно, в отношении к
тем, с кем христианский учитель имеет дело. - А не так, как Моисей. Мы
ничего не скрываем и не походим на Моисея, который скрывал от Израильтян
сияние своего лица (см. Исх XXXIV:33-35). Ап., впрочем, не унижает этим
сравнением Моисея, а только указывает здесь на его педагогическую
мудрость, которая побудила его принять меры для сокрытия от евреев
сияния своего лица. - На конец преходящего, т. е. чтобы они не пришли к
убеждению в том, что закон и законное служение должно иметь конец. Это,
конечно, заставило бы их пренебрежительно относиться к требованиям
закона. А о том, что закон со временем должен потерять свою обязательную
силу, они могли догадаться в том случае, если бы заметили ослабление
сияния на лице Моисея. - Таким образом, Ап. здесь пополняет, конечно, на
основании предания иудейской Церкви, объяснение мотивов, какие
руководили Моисеем тогда, когда он закрывал лицо свое. Подобные
толкования встречаются у Ап. в 1-м посл. к Коринф. (X:1 сл. ), и в посл.
к Гал (IV:21 и сл. ).
14 Отсюда и до конца главы речь идет о последствиях, какие имело для
Израильтян то обстоятельство, что Моисей закрывал свое лицо покрывалом.
- Но умы их ослеплены -правильнее: но ожесточились (epwrwqh или, как
читает блаж. Феофилакт, -epwrwqhsan) мысли их (nohmata). - Ибо то же
самое покрывало... Здесь находится доказательство указанного сейчас
факта "ожесточения". Под покрывалом разумеется здесь неспособность
убедиться в том, что служение Моисея должно окончиться. - При чтении
-точнее: "на чтении". Ап. представляет дело так. Когда в субботу в
иудейской синагоге (Деян XV:21) совершается чтение Ветхого Завета, то
этот акт происходить как бы под прикрытием, которое не дает возможности
иудеям всмотреться в Новый Завет. - Оно снимается Христом, т. е. только
во Христе люди понимают преходящее значение Моисеева служения.
15 На сердце их. Сердце здесь означает центр душевной жизни (ср. IV:6:
Рим I:21).
16 Обращаются к Господу, т. е. становятся верующими во Христа. Ап. здесь
имеет в виду сообщение кн. Исход о том, что когда Моисей являлся пред
Богом, то снимал с своего лица покрывало (Исх XXXIV:34 и сл. ). Также
снимется покрывало с сердец тех иудеев, которые обратятся, придут ко
Христу.
17 Здесь - заключение к мысли, выраженной в 16-м стихе. Здесь собственно
находится силлогизм такого рода. Положение: где Дух Господень, там
свобода. Меньшая посылка: но этот Дух имеет только обратившийся к
Господу, потому что Господь есть Дух. Заключение: вследствие этого у
обращенного не может быть означенного покрывала, а только свобода. -
Господь(o kurioV) - это подлежащее (этого признания требует связь с 16-м
стихом). Под Господом здесь разумеется Христос: войти в общение со
Христом - все равно что войти в общение со Св. Духом. Еще в посл. к Рим
Ап. говорил, что Дух Св. принадлежит Христу и в Нем Христос приходит к
верующим (Рим VIII:9-11). Почему, однако, здесь Ап. выставляет на вид
абсолютную духовность Христа? Надо полагать, что он хотел этим показать,
что Христос и христианство не связаны с буквою и не имеют обязательств
пред законом Моисеевым. - Там свобода, т. е. свобода мыслить,
чувствовать и действовать. Дух Господень, как Единый владыка в душе
обращенного человека, уничтожает все покрывала, все преграды,
принадлежащие посторонней силе.
18 Мы же есть... т. е. христиане. Ап. говорит теперь о лицах, на которых
свобода проявляет свою силу. - Открытым лицом. Ап. меняет образ. Он
говорит здесь не о слушающих(как в 15 ст. ), а о смотрящих, почему и
заменяет слово сердце(в ст. 15) словом лица. Для смотрения нужно иметь
открытыми глаза. - Как в зеркале. Полную славу Христову христианин может
увидеть только в будущей жизни (Ин XVII:24; 1Ин. II:2; Кол III:3), а
здесь он видит только изображение ее в Евангелии (Евангелие славы
Христовой -см. IV:4). - Славу Господню, т. е. видим Христа как Главу
Церкви, Ходатая за нас на небе, Победителя всех врагов Своих и т. д. -
Преображаемся в тот же образ, т. е. так изменяемся, что становимся
похожими на прославленного Христа еще здесь, на земле. - От славы в
славу, т. е. с одной ступени величия переходим на другую (ср. Рим I:17;
Пс LXXXIII:8). - Как от Господня Духа - правильнее: "от Господа, Который
есть Дух" (ср. ст. 17-й). Преобразование наше идет постольку, поскольку
посылает нам силы Господь - Дух (pneumatoV - родит. качества).