|
|
I Тимофею
Глава
2
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления,
благодарения за всех человеков,
2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и
безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек
Христос Иисус,
6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время
свидетельство,
7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю во
Христе, не лгу, - учителем язычников в вере и истине.
8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая
чистые руки без гнева и сомнения;
9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и
целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом,
не многоценною одеждою,
10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в
безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в
святости с целомудрием.
О
порядках при общественном богослужении (1-15).
1 В первой главе апостол поставил в обязанность Тимофею, как доброму
воину Христову, распространение здравого учения евангельского. Но не
один Тимофей обязан заботиться об утверждении Евангелия, а и вся
христианская община. Во всей своей жизни она должна пролагать пути к
распространению Евангелия, и прежде всего она должна иметь это в виду
при совершении общественного богослужения. Что здесь речь идет именно об
общественном богослужении - это видно из того, что участниками или
совершителями богослужения здесь представляются одни мужчины (ст. 8.)
Таким образом, вторая глава имеет тесную связь с наставлениями,
содержащимися в первой главе и поэтому апостол начинает свою речь
выражением: итак - Прежде всего - т. е. из всех увещаний, с какими хочет
обратиться к Тимофею апостол, он на первом месте считает нужным
поставить увещание о надлежащем совершении общественных молитв.
Молитвы - (dehseiV) - это просьба вообще.
Прошения (proseucaV) - всякая молитва и просительная, и
благодарственная, даже обет.
Моления (enteuxeiV) - просьба по отдельному какому-либо случаю.
Благодарения (eucaristiaV) - молитвы благодарственные, в
противоположность всем молитвам, обозначенным тремя предыдущими
выражениями. Чтобы разъяснить смысл всех этих наименований, возьмем во
внимание молитву Господню. Вся она может быть названа "молитвою" (proseuch),
но в ней находятся отдельные прошения (dehseiV). Как скоро эти прошения
обращены на отдельные предметы, получается заступление (enteuxeiV -
по-русски неточно: моление). "Благодарение" же представляет собою,
например, славословие, находящееся в конце молитвы Господней.
2 Дабы проводить нам жизнь тихую... Это является не целью молитвы -
молитва совершается, собственно, о спасении царей и начальников, в этом
именно ее прямая цель, - а результатом, плодом такой молитвы. Но во
всяком случае апостол не запрещает христианам иметь в виду при
совершении означенной молитвы и такой благоприятный результат ее для них
самих. И пятая заповедь требует почитания родителей между прочим и ввиду
того, что от этого будет польза самому почитающему: "да благо тебе
будет...". (ср. 1Пет. III:9).
Во всяком благочестии и чистоте. Христиане должны не только достигать
жизни тихой, спокойной, но и стремиться к тому, чтобы жизнь их была
благочестивая и достойная их высокого звания (чистота - в достоинстве, с
достоинством - semnothV).
3 Это - т. е. такие молитвы за всех людей.
Хорошо - (kalon), т. е. прекрасно с нравственной точки зрения и вообще
прекрасно (ср. 1Тим. I:8; III:1, 7, 13 и др.).
4 Спаслись - не только в будущей жизни, но также и здесь, на земле,
приняв евангельское учение (ср. 2Тим. I:9).
Истины - спасительного, истинного учения, предложенного людям Господом
Иисусом Христом.
5 Из того, что Бог - един, следует, что Он есть спаситель для всех людей
(ср. Рим III:29 и сл.). Точно так же один и посредник между Богом и
людьми - человек Христос Иисус, и это опять подтверждает мысль о
необходимости совершать молитву о спасении всех людей. Сила выражения
здесь несомненно заключается в слове "человек". Если посредник -
человек, то его служение, очевидно, касается всех людей, которые ему
близки по человеческой природе. Понятно, что это место не может служить
каким-либо свидетельством в пользу той мысли, что апостол считал Христа
только человеком. В послании к Галатам Апостол Павел говорит, что он -
апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом
и Богом Отцом (Гал. I:1). Если бы понимать это место в буквальном,
ограниченном смысле, то нужно бы из него сделать такой вывод, что
Христос совсем не был человеком... Затем, апостол в пастырских посланиях
ясно говорит, что Христос был не только человеком, а и Богом. Так он
приписывает Христу предсуществование (1Тим. III:16), называет Его "нашим
великим Богом и спасителем" (Тит. II:13).
6 Еще более побуждает нас молиться за всех людей то обстоятельство, что
Христос отдал Себя как выкуп за всех людей (ср. Мф. XX:28), а именно, по
толкованию святого Иоанна Златоуста, предал Себя на смерть за всех
людей.
Таково было в свое время свидетельство. Не все даже Иудеи находили в
пророчествах предсказание о Мессии, язычникам же об этих предсказаниях
ничего не было известно. Поэтому то своевременно и было открыто или
засвидетельствовано о том, что Христос есть спаситель всего
человечества, за всех людей принесший искупление.
7 Для проповедания этой-то великой истины был призван и сам Павел. Чтобы
уверить в этом читателей, апостол клянется (ср. Рим IX:1). Клянется он в
том, что Бог действительно послал его проповедовать о всемирном
спасении; эта клятва была нужна ввиду того, что некоторые продолжали
думать, что спасение будет дано одним иудеям или прозелитам.
В вере и истине. Эти слова относятся к выражению "учителем язычников" и
показывают характер деятельности Павла как учителя язычников. Он
поступал как верный и истинный служитель Христов. Таким образом,
собственная деятельность Апостола Павла, обращавшегося с проповедью о
спасении ко всем людям, дает ефесским христианам побуждение молиться
также за всех людей, без исключения.
8 Апостол доказал необходимость молиться за всех людей. Теперь он
приступает к наставлениям относительно порядка совершения молитвы в
общественном богослужении.
Итак, т. е. в силу того, что он, Павел, является руководителем и
учителем верующих, о чем он сказал в 7-м стихе.
Желаю - правильнее: хочу (boulomai), высказываю решительно свою волю
(ср. различие между qelw желаю и boulomai хочу в Ев. Mф. I:19).
На всяком месте - т. е. на всех местах, где собираются христиане для
общественного богослужения.
Произносили молитвы - как видно из всего хода мыслей, молитвы от лица
всей Церкви.
Мужи - т. е. мужчины. Женщинам апостол воспрещал активно выступать в
общественном богослужении (1Кор.XIV:34).
Воздевая чистые руки. Воздаяние рук при молитве было в обычае не только
у Иудеев, но и у язычников.
Чистые руки - символ чистоты человеческих действий и поступков вообще.
Без гнева. - Христианам того времени естественно было иногда питать
гневное раздражение против преследовавших их Иудеев и язычников.
Сомнения - и в отношении к успеху молитвы, и в отношении к людям,
которые могли казаться молящимися и не заслуживающими молитвы.
9-10 Апостол хочет, чтобы женщины как при молитве присутствовали бы в
приличном одеянии, так и всегда в жизни своей украшали себя не плетением
волос (ср. 1Пет. III:5, 6), но добрыми делами, со стыдливостью и
целомудрием, свойственными по преимуществу женскому полу. Под "добрыми
делами" разумеются вообще хорошие поступки и, в частности,
благотворительность.
11-12 Наставления эти повторяют почти те же мысли, которые высказаны
апостолом в 1Кор.(XIV:34 и сл.).
Властвовать над мужем (auqentein androV), т. е. становиться на место
мужчины в богослужебном собрании.
13-14 Почему женщина не должна становиться выше мужчины - апостол
разъясняет это указанием на два факта из истории человечества. Адам, как
созданный прежде жены, естественно был ее учителем и руководителем: так
и теперь мужчина должен быть руководителем женщины. Затем, Библия
сообщает, что прельстилась убеждениями змея женщина - об Адаме не
сказано, чтобы он прельстился. Значит, женщина по натуре своей очень
слабохарактерна, податлива на обман и потому, конечно, ей не подобает
выступать в качестве руководительницы мужчины. Если в посл. к Рим (V:12)
первовиновником греха называется муж, то это объясняется тем, что муж
являлся в глазах апостола главным ответчиком за все происшедшее как
глава семьи.
15 В "чадородии", по апостолу, возможность спасения для женщины, а не в
ее порывах к учительству церковному. Можно бы думать, что здесь апостол
намекает на те страдания, какие сопутствуют рождению детей у женщин и
какие составляют для нее как бы наказание за ее грех и напоминают ей о
необходимости покаяния и самоусовершенствования. Но следующее выражение:
"если пребудет...". также содержит мысль об усовершенствовании и, след.,
в предыдущем выражении "чадородия ради" заключается какая-то другая
мысль. Естественнее поэтому полагать, что апостол здесь указывает
женщине на то, что она спасение или счастье может найти в семейной
жизни, рождая и воспитывая детей, причем должна сохранять всегда
чистоту, веру и любовь христианскую.