|
|
Книга пророка Наума
Седьмое место в отделе священных книг так называемых малых пророков,
после книги пророка Михея или, как во многих изданиях текста LXX-ти,
после книги пророка Ионы, и пред книгою пророка Аввакума в священном
ветхозаветном каноне занимает книга пророка Наума, евр. Нахум ???, греч.
Naoum, лат. Nahum. Нарицательное значение имени пророка с еврейского:
"исполненный утешения" (нахум раrticip. pass. ), а также "утешитель" ("consolator",
по изъяснению блаженного Иеронима), совершенно точно отмечает
содержание, характер и значение пророческой его книги. Содержанием
книги, как показывает уже первая половина его надписания, служит
"пророчество о Ниневии", с еврейского "бремя Ниневии" (масса - Нинве),
т. е. предречение и изображение конечного разорения, последней гибели
города Ниневии, а вместе и всего Ассирийского царства, а это мировое
событие должно принести радость всем, угнетенным Ассириею народностям и
царствам (ср. Наум III:19), в том числе и царству Иудейскому (I:15; Евр
II:1). "Десять колен, - говорит блаж. Иероним в прологе к своему
толкованию на книгу пророка Наума, - были уведены ассириянами в плен уже
при Езекии, царе иудейском, при котором и видение теперь является (т. е.
описанное в книге пророка Наума) против Ниневии для утешения
переселенного народа. И немалым утешением как для тех, которые уже были
порабощены ассириянами, так и для остальных, принадлежавших к Иудину и
Вениаминову колену и подвергавшихся при Езекии осаде со стороны тех же
врагов, было услышать, что ассирияне, в свою очередь, будут взяты в плен
халдеями, как будет показано далее в этой книге". (Блаж. Иеронима, одна
книга толкований на пророка Наума. Творен. в русск. перев. ч. 13. Киев.
1896, с. 254).
Таким образом, если вообще в Ветхом Завете собственные имена во все
времена служили выражением надежды и религиозных чаяний народа Божия, а
у великих богоизбранных представителей последнего нередко являлись живою
и постоянною проповедью для современников о Боге и Его делах, о
нормальном отношении Израиля к Нему, то и имя пророка Наума являлось
выражением надежды на милость Божию, "чаяния Утехи Израилевой" (Лк
II:25) среди всех бед, которые принесло Израилю, между прочим,
господство Ассирии. Другим, кроме значения имени пророка, свидетельством
о нем, является придаваемый ему в надписании же эпитет га-Елкоши, ???,
LXX: tou Elkesaiou. Elkesaei - слав. : сына Елкесеева, русск. :
Елкосеянина. Как видно уже из сличения различной передачи этого эпитета
разными переводами, а равно из сопоставления разных древних и новых
толкований, возможно и действительно в разные времена высказывалось
двоякое понимание слова Елкоши: 1) патронимическое - в смысле указания
на отца или отчество пророка и 2) географическое - в смысле обозначения
местности рождения его. Но против первого толкования говорит уже
отсутствие в еврейском тексте и в большинстве списков перевода LXX-ти
обычного в подобных случаях определения: сын, евр. бен, ??? (ср. Ис I:1;
Иер I:1; Иез I:3; Ос I:1; Иоил I:1; Иона I:1; Соф I:1; Зах I:1), а также
полная неизвестность отца пророка не только в Библии, но и в предании. В
пользу второго понимания, напротив, говорит это последнее
обстоятельство: обычно в Библии подобная рассматриваемому выражению
форма употребляется для указания на место рождения лиц незнатного
происхождения, напр. : Ахия Силамлянин (евр. га-Шилони, 3 Цар XI:29),
Михей Морасфитин (Евр. га-Mapaгити, Мих I:1), Иеремия Анафофянин (га-Аннетоти
Иер XIX:27:) и др. Высокий авторитет блаженного Иеронима заставляет нас
без колебаний признать в рассматриваемом выражении указание на место
рождения пророка. "Относительно слов пророка Hayма Елкесеянина (elcesaei)
- говорит блаж. Иероним, - некоторые полагают, что Елкесей был отцом
Наума и что он, согласно с еврейским преданием, сам был также пророком,
между тем как в Галилее доселе существует селение Eлкеси (Elesi); хотя
оно мало, и развалины едва указывают на развалины древних зданий, однако
оно известно иудеям и было также мне указано проводником" (Пролог с.
255). В смысле Палестинской, частнее Галилейской, местности понимает
блаж. Иероним слово Елкош, Елкесе, и в другом случае в своем Ономастике,
согласно с Евсевием Кесарийским (Onomast. 418). И другие древние
толкователи, напр. св. Кирилл Александрийский, блаж. Феофилакт считают
рассматриваемое слово именем родного города прор. Наума, помещаемого ими
в Палестине; только некоторые из них, как блаж. Феофилакт,
псевдо-Епифаний, псевдо-Дорофей, Исидор Испалийский, в отличие от блаж.
Иеронима, утверждали, что Елкесе народился за Иорданом, в пределах
Вифавары (Суд VII:24; Ин I:28. Onomast 233), и что пророк Наум
происходил из колена Симеонова. Мнение это трудно примиримо с прямым и
ясным свидетельством блаж. Иеронима, но здесь важно указание на
палестинское происхождение пророка Наума. Последнее в новое время не раз
оспаривалось: некоторые комментаторы (Эвальд, Клейнерт и др. ) родиною,
а вместе и местом погребения пророка Наума считали деревню Елкуш или
Алькуш на восточной стороне Тигра к северу от Массула, обозначающего
(вместе с Кронджиком и неби-Юнус) положение древней Ниневии, - на том,
во 1-х, основании, что близкое знакомство пророка с местностью Ниневии и
вообще Ассирии (см. напр. II:5-7:; III:12-14 его книги) и необычайная
живость изображения требуют, будто бы, признания туземного, ассирийского
происхождения пророка, а затем и ввиду того обстоятельства, что местное
предание близ этой деревни в римско-католическом монастыре св. Антония
указывает могилу пророка, чтимую у христиан, мусульман и иудеев и
привлекающую к себе тысячи паломников (об этом свидетельствуют Ассхмани,
Нибур, Ляйярд и др. ). Но предание это об Ассирийском Елкоше очень
позднее: оно не восходит ранее XVI века; известный еврейский
путешественник XII века Вениамин Тудельский, посетивший территорию
древней Ассирии и в частности Ниневии, ничего не упоминает об Елкоше или
Алькуше, как родине пророка Наума. Местность эта не имеет никаких
признаков древности, и самый дом, в котором помещается гробница,
современной архитектуры. Самое содержание книги не заключает в себе
ничего такого, что с необходимостью требовало бы написания ее в Ассирии:
обнаруживаемое пророком знакомство с природою и культурою последней в
VII-м веке до Р. Х. могло быть доступно всякому еврею, жившему в
Палестине, так как частые разрушительные походы ассирийских царей в
Палестину не могли не знакомить жителей ее с чертами ассирийской
культуры; таким же путем можно объяснить присутствие в книге пророка
двух, несомненно, ассирийского корня слов (миннезар и тифсар в III:17:).
Таким образом, в рассматриваемом предании мы имеем пример нередкой на
востоке материализации верований и преданий путем прикрепления их к той
или иной местности; аналогию этому представляет наименование другой
деревни на юге территории древней Ниневии именем Неби Юнус, т. е. пророк
Иона, где указывают могилу пророка Ионы. Напротив, все содержание и весь
характер книги указывают на Палестину, как на место происхождения
пророка и его книги; в частности, речь пророка, вообще, чистая и
изящная, носит отпечаток северной части Палестинской территории, и этим
подтверждается мысль блаж. Иеронима о Галилейском происхождении и
местожительстве пророка Наума. Можно здесь еще упомянуть мнение Штраусса,
Гитцига, Кнобеля и др., будто Елкош, родина пророка, тожествен с
Капернаумом, название которого в переводе с еврейского означает:
"деревня Наума". Мнение это не подтверждается ни Библиею, ни
историческими свидетельствами, ни филологией, но оно может иметь
некоторое значение - косвенного подтверждения Иеронимова свидетельства о
Галилейском местоположении Елкоша - родины пророка Наума [по мнению
Штраусса и др., название Палестинской местности, служившей родиной
пророка Наума, сохранилось в имени Елкезаитов, одной из древнейших сект,
появившейся в Палестине во времена Траяна (по свидетельству Епифания - у
Евсевия, Ц. Ист. VI, 38). Но это обстоятельство, конечно, не прибавляет
чего-либо существенно нового к известным уже аргументам палестинского
происхождения пророка Наума и его книги].
Итак, мнение о пребывании пророка Наума в Ассирии и о написании им там
своей книги должно быть оставлено. Напротив, в книге пророка есть
довольно ясные указания на то, что он пророчествовал в Иудее (I:15; евр.
II:1) и среди иудеев, к которыми обращает свою речь (I:7:, 12-13).
Наконец, близкое знакомство пророка Наума с проповедью и писаниями
других пророков (ср. напр. I:4 и Ам I:3), особенно пророка Исаии (ср.
Наум I:13 и Ис X:27:; Наум III:5 и Ис XLVII:2-3; Наум I:4-5 и Ис ХXIV:1;
Наум III:7: и Ис LI:19; Наум I:15 (евр. II:1) и Ис LII:7:) самое близкое
сходство употребляемых им оборотов и образов речи, сходство языка - все
это было следствием постоянного издевательства - обращением пророка с
родною иудейскою средою и изучения священно-национальных писаний
библейского Израиля.
О времени жизни и деятельности пророка Наума и времени написания им
своей пророческой книги, ввиду отсутствия прямого свидетельства об этом
в Библии и предании, приходится судить лишь по косвенным, внутренним
данным, заключающимся в самой книге. Указания книги, служащие
определению ее хронологической даты, следующие. Пророк предполагает
совершившийся факт падения северного или Израильского царства (II:2),
имевший место в 6-й год царствования Иудейского царя Езекии 4 Цар
XVIII:10 или, по принятой библейской хронологии, около 7:22 до Р. Х.
(ср. "Толковую Библию", т. II, с. 537: и 544), а также нашествие на
Иудею Ассирийского царя Сеннахерима и опустошение им этой страны
(I:9-11, 12, 15), происшедшее в 14-й год царствования того же Иудейского
царя (4 Цар XVIII:13), т. е. около 7:14 года до Р. Х. (Толковая Библия,
т. II, с. 544), и это последнее бедствие миновало (I:15), и служит лишь
предметом страшного, но вместе и утешительного (Цар ср. ХIX:35-37:)
воспоминания для народа (I:12). Таким образом, terminus a quo
деятельности пророка и написания книги нельзя полагать ранее последнего
события, и напр. мнение Иосифа Флавия, по которому пр. Наум
пророчествовал при Иудейском царе Иоафаме (Иудейские Древности, кн. IX,
гл. 11, § 3), должно быть отвергнуто. Что касается другого предела -
terminus ad quern, то совершенно очевидно, что пророчество о Ниневии
изречено было пророком Наумом отнюдь не позднее самого события падения
Ниневии - по принятой в науке хронологии в 607:-606 гг. до Р. Х. (по
примеру Климента Александрийского Наум пророчествовал при Седекии), но
гораздо раньше этого события. Ниневия еще существует, гибель ее только
предрекается (II:9, 13 и мн. др. ) мало того, могущество, слава и
богатство ассириян находятся на самой высшей степени своего развития, и
Ниневия вполне благоденствует (I:12; II:1; III:8, 12-17:). Пророк не
называет по имени будущих виновников падения Ассирии и Ниневии, и самое
падение является делом далекого будущего, и притом (ввиду благоденствия
Ассирии и Ниневии) настолько мало вероятным с человеческой точки зрения,
что пророку потребовалось приводить нарочитые примеры падения
политического могущества великого египетского города Но-Аммона (III:8
ст. ) или (по вероятнейшему объяснению) великого Диосполиса или
стовратных Фив в Верхнем Египте. Это историческое свидетельство дает
вместе и твердый опорный пункт для установления интересующей нас
хронологической даты пророчества и написания книги. Исторический факт
разрушения Но-Аммона или Фив, по свидетельству Шрадера, твердо
засвидетельствован клинообразными ассирийскими письменами, по
свидетельству которых это совершил Ассурбанипал, сын и преемник
Асаргаддона, во второй свой египетский поход против Урдамани, преемника
фараона Тиргаки. При этом ассирийские анналы относят это событие ко
времени вскоре после смерти последнего, последовавшей в 664 г. до Р. Х.
В следующем 663 г. могло последовать разрушение Фив или Но-Аммона. А так
как пророк Наум угрожает Ниневии судьбою Но-Аммона, очевидно, под свежим
впечатлением гибели этого города, то и изречением пророчества о Ниневии
и написание своей пророческой книги нужно откосить приблизительно к
662-660 гг. до Р. Х., т. е. ко времени царствования Манассии, по
принятой хронологии царствовавшего с 698 г. по 643-й (см. подробно об
этом "Толковая Библия", т. II, с 443-444). При этом предположении
некоторые черты содержания книги делаются более понятными, чем при
отнесении пророчества Наума ко второй половине царствования Езекии, как
утверждают многие исследователи и толкователи книги. Но невероятно
видеть в словах пророка I:13: "ныне Я сокрушу ярмо его (врага, Ассирии),
лежащее на тебе, и узы твои разорву" указание на окованного узами и
отведенного в плен ассирийскими военочальниками царя Манассию (2 Пар
XXXIII:11). И знакомство пророка Наума с пророческими книгами Исаии и
Михея в этом случае делается гораздо понятнее. Не напрасно еще
талмудисты утверждали, на основании древнего предания, что пророк Наум
дожил до времени Манассии (как и Исаия, пострадавший, по преданно, от
этого царя), и что именно пленение этого царя ассириянами (2 Пар
XXXIII:11) было поводом к произнесению пророчества о падении Ниневии, в
утешении подданных, оставленных царем, имя которого пророк опустил в
надписании своей книги, как недостойное памяти (Seder Olam rabba, p.
55).
В отношении порядка и последовательности в раскрытии содержания, книга
пророка Наума представляет собою замечательно стройное целое. Разделение
книги на три главы вполне соответствует трем стадиям в раскрытии мысли
пророка. В первой главе, представляющей как бы введение к целой книге,
указывается тема всей книги: всесвятый, всемогущий, всеправедный Бог
всегда приводит в исполнение свои определения, как милостивые в
отношении к богобоязненным, так и грозные - в отношении нечестивых и
безбожных, поэтому последняя участь ожидает высокомерных безбожных
ассириян, а спасение ожидает верных Иегове иудеев. Вторая глава уже
рисует созерцаемое духовными очами пророка исполнение суда Божия над
Ассириею и Ниневиею: полное и окончательное падение их могущества и
прекращение самого существования. Третья глава, отвечая на естественно
возникающей вопрос о причинах и самой возможности гибели всесветной
монархии с ее удивительной столицею, указывает эти причины в пороках,
гнездившихся в Ассирии и Ниневии, а также в Божественном Правосудии,
обнимающем весь мир. Таким образом, вся книга пророка Наума представляет
одну совершенно правильно расположенную и вполне законченную поэму. По
суду знатоков еврейского языка (напр. Lota, De s. poes. Hebr. p. 216
sqq. ), язык и стиль книги пророка Наума является классическим во всех
отношениях, и по высоте пламенному одушевлению и смелости полета мысли,
по яркости красок и живости изложения пророк Наум является первым между
всеми малыми пророками. Описываемые сцены он изображает необыкновенно
живо, рисует их как очевидец. Речь его подобна стремительному потоку по
своим быстрым и неожиданным переходам при частой сжатости и кротости
(при этом частая смена единств. числа со множественным, рода мужского с
женским, числа единств. и множественного (I:10-12; II:9; III:7:-10) и т.
д.
Значение пророческой книги Наума в общем организме священных библейских
книг должно быть определяемо с двух точек зрения: исторической и
богословской (со включением специально-мессианской). В первом отношении
рассматриваемое пророчество относится, по своему происхождению, к так
называемому "ассирийскому периоду" библейской истории и священной
письменности Ветхого Завета, т. е. ко времени преобладания Ассирии над
другими народами и царствами. К пророкам ассирийского периода относятся
отчасти древнейшие - Иона, Иоиль, Амос, главным же образом последующие
за ними: Осия, Исаия, Михей; Наум же замыкает собою ряд пророков
названного периода, так как его книга заключает последнее пророчество о
Ниневии (правда, о гибели Ниневии говорит еще позже пророк Софония
II:13-15, но он был уже почти современник самого события разрушения
Ниневии и притом говорил как бы об исполнении на ней пророчества Наума),
возвещая, конечно, торжество мироправящей правды Божией над
человеческими неправдами Ассирии (II:13, евр. 14; III:19). Блаженный
Феодорит говорит: "Ниневитяне, убоявшись Божией угрозы, проповеданной им
богомудрым Ионою, прибегли к усердному покаянию и обрели себе спасение;
вместо угрожавшей им конечной гибели сподобились Божия человеколюбия.
Но, по прошествии немногого времени, забыли о сей неизреченной милости,
возвратившись к прежним порокам, совершили тысячи новых беззаконий и
осмелились идти с воинством на Израиля... Но в последствии времени, по
перенесении царского престола в Вавилон, весь род царей сих угас; город
Ниневия разорен и предан конечному запустению. Сию-то гибель Ниневии
предсказывает блаженный пророк Наум, прияв силу Божия духа, и
предвещаемым научает, что Владыка Бог не оставляет ничего без своего о
том попечения и промышления, но по справедливому Своему определению у
каждого требует отчета во всем, что сделано им в жизни" (Творен. в
pyccк. пepeв. ч. V-я, с. 5-6). В последних словах указано и богословское
значение содержания книги пророка Наума, - это именно, общее ему с
другими пророками, учение о мироправящем промысле Бога Святого,
Всемогущего и Всеправедного, являющегося в одно и то же время и огнем
поедающим для нечестивых, и незыблемым прибежищем для благочестивых и
надеющихся на Него. В основе этого отношения Бога к миру и людям лежит
Его план всемирного спасения, предвестие которого слышится и в вещаниях
пророка Наума (I:15; Евр III:1), как в подобных же выражениях у пророка
Исаии (III:7:), а затем по исполнении дела нашего спасения
воспроизводится у апостола (Рим Х:15).
Древнееврейское предание о жизни и деятельности пророка Наума
сохранилось в своеобразной форме в наших Четьи-Минеях. В житии св.
пророка Наума здесь (под 1-м декабря), между прочим, читаем: "Святый
пророк Наум не от Елкесеа, обонъпол Иордана, противу Вегавара, от
племени Симеонова. Сей по святом пророце Ионе наневитяном пророчества,
яко имать град их погибнути водою и огнем, еже и бысть... постиже убо их
погибель сицевая: бе при Ниневии озеро велие водное окружающее град,
сотворившуся же великому земли трясению, погрязе град в озере том; часть
же его на горе оставшуюся огнь изшедши от пустыни пожже. И тако сбыстся
пророчество Ноумово, Богу казнившу грешные люди праведным судом Своим...
Прорече же святый пророк и ина будущая, и умре с миром в четыредесять
пятое лето от рождения своего, и погребен бысть в земле своей честно".
Трудно сказать, в какой степени достоверны эти сведения; но известие о
гибели Ниневии от воды и огня, очевидно, приурочено к данным самой
пророческой книги (I:10; III:13-15).
Память святого пророка Наума празднуется в христианской православной
Церкви 1 декабря.
Святоотеческие толкования на книгу пророка Наума: св. Кирилла
Александрийского, блаж. Феодорита, блаж. Иеронима, блаж. Феофилакта. Из
раввинских комментариев на эту книгу наиболее замечательный - p.
Aбарбанела ln Nanum commentarius, latino donutus a I. D. Sprechero
17:03. Из весьма многочисленных трудов на западе назовем немногие
новейшие: Штраусса, Nahumi de Nino vaticinium explicavit ex assyris
monuments iIIustravuit 0. Sir. 1853; Брайтенайхера, Ninive und Nahum.
Mit Beiziehund der Resultate der neuesten Entdeckungen histor. - exeget.
beabeit 1861; Рейнке, Zur более или менее кратких общих замечаний о
книге пророка Наума в руководствах, каковы: свящ. В. Смарагдова (СПБ.
1869), X. Орды (Епископа Иринея, Киев 187:1), Митрополита Арсения (Киев
187:3), А. Хергозерского (СПБ. 1885), проф. А. А. Олесницкого (СПБ.
1894), Д. Н. Нарцисоова (Руководство к изучению пророческих книг Ветхого
Завета. Полтава 1904. с. 193-200, а также статьи Воскресного Чтения
1854/55 г. (г. XVIII) "Память святых пророков: Наума, Аввакума и
Софонии" (с. 321 след. ) есть несколько специальных работ собственно о
книге пророка Наума. Таковы: 1) И. Смирнова (ныне Епископа Иоанна),
Пророк Наум (из август. кн. "Чтений в Обществе любителей духовн.
просвещения" 187:6); 2) проф. М. А Голубева, Св. пророк Наум и его книга
(Христианское Чтение 1852, ч. I, с, 518-562). и 3) - превосходящая обе
первые объемом и обстоятельностью - книга М. Симашкевича (ныне Епископа
Митрофана). Пророчество Наума о Ниневии. Экзегетическое исследование, с
очерком истории Ассирийского государства и историко критическим решением
вопроса о происхождении книги пророка Наума СПБ. 187:5, с. 342.