|
|
Книга пророка Малахии
Глава
4
1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и
поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день,
говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и
исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;
3 и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног
ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.
4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве
для всего Израиля, равно как и правила и уставы.
5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня,
великого и страшного.
6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я,
придя, не поразил земли проклятием.
Окончание третьей речи: 1–3. Будущее наказание нечестивых и награждение
благочестивых. 4–6. Илия пророк как Предтеча дня Господня.
1-3 Нечестивые — заключает пророк свою речь, начавшуюся в предыдущей
главе — будут в день суда Божия уничтожены, а благочестивые получат
награду и возвеселятся.
1 Нечестивые не всегда будут благоденствовать. С наступлением дня
Господня — т. е. дня суда Божия — они исчезнут, как быстро исчезает,
бросаемая в раскаленную печь, солома (ср. Ис V:24), от них не останется
ни корня ни ветвей (корень — это они сами, ветви — их дети).
2 Для благочестивых взойдет, теперь не всегда светящее, Солнце правды,
т. е. они получат награду, соответствующую их заслугам пред Богом или,
иначе, спасение (ср. Ис XLV:8; ХLVI:13; LI:5). Они будут резвиться, как
тельцы, долго стоявшие в стойлах и выпущенные погулять.
3 Попирать ногами нечестивых — это было наградою для ветхозаветных
праведников, которые, таким образом, становились орудиями гнева Божия.
Ср. Мих IV:13. Тихомиров, впрочем, объясняет это выражение в том смысле,
что грешники будут не страшны для благочестивых.
4-6 Так как, при общей, почти, неверности народа еврейского Иегове
будущий суд Божий должен быть крайне гибельным для этого народа, то
Господь, из сожаления к нему, пошлет пред наступлением суда особого
пророка, вроде Илии, который должен приготовить Ему путь и выровнять
пропасть, отделяющую святейшего Бога-Судью от грешного народа, а также и
примирить евреев между собою.
4 Сказавши, какое страшное наказание ожидает нечестивых, пророк
указывает средство, при помощи которого можно избегнуть этого наказания.
Нужно исполнять закон Моисеев. В этом сказывается все мировоззрение
послепленного иудейства, которое всю силу свою полагало именно в
соблюдении закона Моисеева. О Хориве, как горе законодательства, Малахия
говорит согласно с указанием книги Второзакония (IV:1–15).
5 Чтобы привести евреев к послушанию закону, Господь пошлет еще особого
увещателя, или вестника, как сказано уже было в 1-м стихе III-й главы.
Но кого разумел пророк Малахия под этим увещателем — Илиею-пророком?
Иудеи видели здесь предсказание о действительном пришествии, известного
из истории Ветхого Завета, пророка Илии, который снова должен явиться на
землю и именно к ним, иудеям, пред пришествием Мессии (см. Мф XVII:10,
11; XI:14; XVI:14; Ин I:21). Это верование иудейское отразилось и в
переводе рассматриваемого стиха у LXX-ти, которые вместо выражения «Илию
пророка» поставили «Илию Фесвитянина», т. е. известного из истории
пророка Илию, родом из Фесвы. По толкованию Самого Господа Иисуса Христа
и Евангелистов, под Илиею здесь нужно разуметь, прежде всего, Иоанна
Предтечу (см. Мф XVII:10–13; Лк I:17), т. е., следовательно, Илию в
переносом смысле этого слова, пророка в духе и силе Илии. Наконец, по
общему, почти, толкованию отцов и учителей Церкви, здесь, кроме указания
на Иоанна Предтечу, который был предтечею первого пришествия Христа,
есть указание и на действительное пришествие известного пророка Илии,
который явится на землю пред вторым пришествием Христовым (Злат.,
Феодорит и др.). Так как этот «Илия пророк» должен явиться пред «днем
Господним великим и страшным», то, очевидно, его следует отождествлять с
тем «Ангелом» или вестником, который также явится пред судом Божиим и о
котором сказано в 1-м стихе III-й главы, где несомненно речь идет об
Иоанне Предтече. Поэтому, с экзегетической точки зрения, нужно признать
более правильным то объяснение, какое давалось этому месту в первые
времена христианства (кроме Евангелистов к Иоанну Предтече относил это
место св. Иустин Философ). Да, здесь пророк имеет в виду пророка в духе
и силе Илии, т. е. Иоанна Крестителя, и называет его Илиею в том же
смысле, в каком Иеремия называл будущего правителя израильского
«Давидом» (Иер XXX:9; ср. Иез ХXXIV:23). И сами отцы и учители Церкви не
отвергали такого объяснения. Но, в то же время, нет препятствий принять
и то их толкование, по которому здесь может находиться предуказание и на
личное появление Илии пред вторым пришествием Христовым. Как и в
отношении ко всем мессианским пророчествам, здесь можно приложить тот
способ объяснения, по которому почти каждое пророчество может быть
изъясняемо в отношении и к ближайшим событиям, и к событиям, которые
должны совершиться в конце времен. Сопоставляя же рассматриваемое место
с Откр XI:3–13, отцы Церкви имели еще более оснований к тому, чтобы
истолковать пророчество Малахии об Илии-пророке как относящееся не
только к Иоанну Предтече, но и к действительному пророку Илии.
6 Деятельность пророка, который явится перед пришествием Мессии, будет
состоять в обращении сердец отцов к сыновьям и обратно. Здесь всего
естественнее видеть намек на разногласия, существовавшие между старым и
молодым поколением послепленного иудейства. По-видимому, старое
поколение неодобрительно относилось к поступкам молодого (может быть, к
заключению браков с язычницами, ср. II:11), и то настаивало на
правильности своих воззрений. От этого иудейская община ослабевала в
своей силе, и Бог призывает, поэтому, или будет призывать через имеющего
прийти пророка, иудеев к примирению между собою.
Пророчество Малахии (гл. III:1–8, 17–18 и IV:5–6) читается как паримия
на праздники Св. Ионна Предтечи (24 февраля, 25 мая и 29 августа),
откуда ясно, что Православная Церковь видит здесь предречение о
деятельности Иоанна Предтечи.