|
|
Иуды
Писателем последнего в каноническом порядке послания был Иуда "раб
Иисуса Христа, брат Иакова" (Иуд I). Вопреки мнению некоторых западных
исследователей (у нас разделяемому преосвящ. Михаилом), этот Иуда не
может быть отождествляем с апостолом из числа 12-ти - Иудою Фаддеем или
Леввеем (Мф 10:3), иначе называемым Иудою Иаковлевым (Лк 6:16; Деян
1:13): Апостол Иуда скорее называл бы себя сыном Иакова, а не братом
Иакова. Поэтому гораздо основательнее признать, что писателем последнего
Соборного послания был Иуда, брат Господа по плоти, сын Иосифа Обручника
от первой его жены и брат Иакова, первого епископа Иерусалимского и
писателя первого послания (ср. Мф 13:65). По свидетельству Климента
Александрийского, Иуда, написавший Соборное послание, был братом сыновей
Иосифа (Обручника); он мог бы указать на свое родство по плоти с
Господом, но предпочитает именовать себя Его рабом, указывая только на
свое отношение к Иакову: он был братом Иакова, по отцу Иосифа (Ad umbr.
Megne. gr. 9:731).
Подобно другим братьям Господним, Иуда во время земной жизни Господа еще
не веровал в его Божественное достоинство (Ин 7:5), но по воскресении
Господа он с братьями примкнул к общине апостолов и первых уверовавших
во Христа (Деян 1:14) и, занимая известное положение в первенствующей
церкви, наравне с другими братьями и вместе с апостолом нес
миссионерские труды по распространению Евангелия (1Кор.9:5). По
свидетельству постановлений Апостольских, Иуда был преемником брата
своего Иакова в епископстве церкви Иерусалимской (Const. apost. 7:46).
По рассказу Евсевия (Ц. Ист. 3:19-20), в конце царствования Домициана (ок.
95 г. по Р. X.) два внука Иуды, занимавшиеся земледелием, были
приведены, по наветам еретиков, к Кесарю, как потомки Давида и
родственники Господа, и когда император убедился, что никакой опасности
для его власти они не представляют, он отпустил их, и прекратил гонение
на церковь; отпущенные же сделались предстоятелями церквей, как
исповедники и вместе сродники Господа, и, наслаждаясь миром, дожили до
царствования Траяна. Других сведений о жизни и смерти св. Иуды предание
и церковная история не сохранили.
Подлинность послания Ап. Иуды не подлежит сомнению. Хотя древнейшие
известия о нем у церковных писателей не чужды некоторого колебания, как
это заметно у Оригена (Comment, in Matth. 22:23), у Евсевия,
причисляющего это послание к пререкаемым (Ц. И. 2:23), и у блаж.
Иеронима (De vir. illustr. 4), - равным образом отсутствует это послание
в Пешито, однако уже Климент Александрийский, по свидетельству Евсевия
(Ц. И. 6:14), считал послание за бесспорно подлинное и написал на него,
как и на другие Соборные послания, толкование.
У Оригена, с некоторыми колебаниями, встречаем и уверенное свидетельство
в пользу подлинности послания: "Иуда написал послание, состоящее из
немногих стихов, но исполненное сильных словес небесной благодати"
(Comm. in. Matth. t. 10:17, Migne 13:877). Тертуллиан называет послание
прямо апостольским (De half. mulieh., cap. III). Всею церковью послание
принято в канон в IV веке (Евсев Ц. И. 3:25), хотя упоминается оно еще в
качестве соборного еще в Мураториевом каноне.
Сравнительно позднее появление послания в общецерковном употреблении
объясняется частью его специальным содержанием, обусловленным поводом к
написанию, частью же тем обстоятельством, что многих смущало
предполагаемое пользование писателя послания апокрифами - в ст. 14-15
"Книгою Еноха" (гл. I ст. 9) - "Восхождением Моисея". Но такое
пользование боговдохновенного писателя апокрифами, в которых наряду с
вымыслами заключались и истинные сказания, сохраненные иудейским
преданием, допустимо и не может говорить против канонического послания.
Вообще же при краткости и беспритязательности содержания послания не
может быть никакого серьезного основания заподозревать подлинность
послания.
Послание написано вообще к христианам (ст. 1), но преимущественно к тем
церковным общинам, среди которых появились обличаемые Апостолом
лжеучители (ст. 4 и дал.). Лжеучение их по своему характеру близко
напоминает обличаемое Апостолом Петром в его 2-м послании. Уже поэтому
следует думать, что послание направлено было к тем же Асийским церквам,
основанным Апостолом Павлом, к которым с своими посланиями обращался и
Ап. Петр. Бесспорный же факт близкого сходства, не только по мысли, но
часто и по выражению, отдела 2Пет. 2:1 - 3:3 с посланием Иуды породил в
библиологической и толковательной литературе многочисленные попытки
установить факт литературной зависимости одного послания от другого с
признанием одного оригинальным, а другого компилятивным, заимствованным.
Причем в новое время западная библейско-критическая наука чаще всего
склонялась к признанию самостоятельности за посланием Иуды, а
заимствования - в послании 2 Петра. Но в действительности оба послания
вполне самостоятельны, и о рабской литературной зависимости одного из
этих посланий от другого, с православно-церковной точки зрения, не может
быть речи. Все же более приемлема мысль, что послание Иуды написано
после послания 2 Петра, как видно, что собственное предсказание Ап.
Петра по 2Пет. 3:3 о появлении "ругателей" воспроизводится у Ап. Иуды,
ст. 17-18, именно как прежнее речение апостолов. Если же послание Иуды
написано после послания 2 Петра, то оно могло появиться не раньше 66-67
гг., хотя и недолго спустя, - несомненно, до разрушения Иерусалима (70
г.), на какое событие, как на разительное проявление суда Божия,
Апостол, несомненно, указал бы читателям (наряду с другими явлениями
Божественного суда, приводимыми им), если бы он пережил катастрофу
Иерусалима. Место написания послания Иуды определить невозможно по
отсутствии необходимых для того данных.
В русской литературе, кроме перевода толкований блаженного Феофилакта и
толкования Преосвящ. Михаила на послание Ап. Иуды ("Толковый Апостол"
II), имеются два обширных и весьма обстоятельных ученых трактата
критико-библиологического содержания - проф. прот. Д. И. Богдашевского:
один - в "Богословской Энциклопедии" (Спб. 1906) т. VII, столб. 520-527:
"Иуда и его послание"; другой - в "Опытах" по изучению Священного
Писания Нов. Завета" вып. I (Киев 1909), с. 241-269.