|
|
II Фессалоникийцам
Кем и
как было доставлено первое послание Апостола Павла в Ф., об этом можно
лишь гадать. Государственная почта, введенная Императором Августом,
обслуживала лишь нужды чиновничества и властей; отсюда частная
корреспонденция могла доходить до адресатов лишь через руки специальных
посыльных или же друзей и случайных путешественников. Нужно думать, что
послание Апостола Павла было доставлено в Ф. через посредство
какого-нибудь христианина, так как вверять его в чужие руки было бы
весьма опасно. Теперь, что касается действия этого послания на Ф-в, то
об этом мы можем судить по содержанию второго послания. Первое послание,
несомненно, устранило главное затруднение у Ф-в - именно был разрешен
Апостолом вопрос о судьбе почивших до парусии. Нет во втором послании и
указаний на отсутствие дисциплины в отношении к предстоятелям и пр. Но,
с другой стороны, лицо, доставившее 1 Ф. в Фессалонику, могло принести в
свою очередь сведения о том, в каком положении оказалась церковь в Ф-ке
после получения послания. Апостол мог получить сведения касательно этого
предмета и через посторонних лиц (III:11), бывших в Ф-ке, или же лиц
пришедших оттуда со специальною целью - осведомить Апостола о положении
дел в юной церкви. Сведения, таким путем полученные, были далеко не так
благоприятны. Второе послание в Ф. и является попыткою со стороны
Апостола Павла внести необходимый корректив в тревожное и опасное
положение вещей в Ф. Апостол хвалит веру и любовь Ф. христиан (I:3), и
говорит об их терпении в гонениях (I:4-12). Последние, видимо, не только
не прекратились, но наоборот усилились. Злоба фессалоникского жидовства
заразила все население и христиане оказались в самом ужасном положении.
Апостол утешает их, хвалит их твердость, и говорит о спасительном для
них значении страданий, указывая на то, что "в явлении Господа Иисуса с
неба", они получат за это отраду. Но здесь видимо, приятная сторона
картины и кончается. Вопрос о судьбе умерших до парусии отступил на
задний план, но за то самая "парусия" обратилась в чрезвычайно жгучий
вопрос жизни. Вера в то, что эта парусия уже наступила, что час ее уже
пробил, и что если она пока и остается незримой, то все же она может
появиться пред взором во всякий момент, захватила собою общество
верующих, и произвела полное нарушение нормального хода жизни. Развилось
в самой широкой степени "бесчинство", выразившееся в том, что многие, в
ожидании мгновенного наступления пришествия Господа, оставили нормальный
образ жизни, предались "идейной" праздности в виду скорого прехождения
образа мира сего, и стали, хотя б. м. и не всегда сознательно, обузой
для трудящихся в христианской общине. Но они не только предались
идейному ничегонеделанию, но даже пошли и дальше: они стали "суетиться";
"бросив свое собственное дело, эти "бесчинники" стали ходить по домам,
разнося и обсуждая самые последние и сенсационные слухи по вопросу о
парусии, и таким образом нарушали покой церкви, и прерывали работу среди
трудящихся братьев". Первых зачатков этого внутреннего расстройства
Апостол уже коснулся в первом своем послании (IV:11-12). Зло, однако, не
только не исчезло, но даже возросло до небывалой степени. Получалось
опасное "колебание умом и смущение". Необходимо было принять меры против
этой "эсхатологической суматохи", которая, нарушая внутренний мир
церкви, нарушала и внешние отношения, выставляя христиан в весьма
невыгодном свете пред языческим населением Ф-ки. Этот беспорядок мог
быть выгоден лишь жидовству, несомненно взиравшему на эту суматоху не
без удовольствия. Таким образом, поводом к написанию второго послания в
Ф. послужили беспорядки в церкви Ф., возникшие в связи с вопросом о
парусии, и о признаках ее наступления. В этом послании Апостол Павел
делает попытку обратит внимание Ф-х христиан на ту сторону своей
эсхатологии, о которой он говорил им, будучи еще с ними (II:5), но
которая, по-видимому, была совершенно выпущена из виду в Ф.
Предпослав приветствие, Апостол переходит к выражению благодарности Богу
за тот непрерывный рост Ф-в в вере и любви, который у них замечается, и
который служит для Апостола предметом похвалы в церквах Божиих (I:1-3).
Но Апостол особенно хвалит их терпение в скорбях и гонениях. Последние
не только не должны служить средством отвращения их от Бога, но наоборот
должны поощрить их - стоять твердо, в виду грядущей "отрады" для них в
пришествии Господа. Затем Апостол описывает последнее, а равно и судьбу
верующих и неверующих после "парусии" (I:4-10). Он заканчивает свои
мысли молитвою о том, чтобы Бог устроил судьбу Ф. "в день" Господа
Иисуса Христа (I:11-12). После этого начинается самая главная и
существенная часть послания (II:1-12). Апостол просит Ф. не колебаться
умом и не смущаться касательно наступления дня пришествия Господня. День
тот не придет, говорит он, пока не будут иметь места некоторые
определенные события - знамения пред наступлением его. Таковыми будут -
отступление и явление человека греха с его богоборственными актами.
Тайна беззакония уже делается, но пока полное проявление зла
задерживается присутствием противной злу силы - to katecon. Раз эта сила
будет удалена, начнется царство беззаконника, пришествие которого будет
сопровождаться проявлением всякого рода ложных чудес и знамений.
Обольщение будет послано на тех, которые не восприняли истину. Но
наконец - явление Господа Иисуса упразднит эту вакханалию зла. В конце
главы (13-17) Апостол вновь увещевает Ф. стоять твердо, и хранить
предания, которым они были научены, и уповать на Бога, от Которого
Одного они могут получить и утешение и укрепление к совершению всякого
добра. Третья глава послания начинается просьбой, о том, чтобы Ф. в свою
очередь молились о благоприятном ходе дела проповеди у благовестников
(III:1-5). Затем Апостол обращается с словами увещания к "бесчинным",
прося их трудиться, а не суетиться (6-10). Тех из них, которые оказались
бы упорными, он повелевает подвергнуть отлучению от общения, но не с
целью наказания, а исправления (11-15). Послание заканчивается
пожеланиями мира. К концу послания было приложено приветствие и
благословение, написанное Апостолом Павлом собственноручно.
Для определения времени и места написания второго послания, необходимо
пояснить следующие данные: а) послание опять адресовано от лица трех
благовестников, Павла, Силуана и Тимофея; двое последних были вместе с
Апостолом Павлом во втором его Апостольском путешествии. б) Общее
положение вещей; положение и церкви и Апостола, хотя и разнятся
несколько от таковых, описываемых в 1 Ф., в целом во многом остаются
тожественными. в) Храм Иерусалимский, если судить по II:4, стоял еще не
разрушенным. г) В II:15 и III:14, Апостол, по-видимому, намекает на то,
что он уже писал однажды церкви Ф-ой. Все эти соображения, вместе
взятые, говорят о том, что второе послание Ф. могло быть написано только
во время второго Апостольского путешествия, и конечно в Коринфе, откуда
было написано и первое послание. Как скоро второе послание явилось после
первого - это с достаточною точностью сказать очень трудно. Обычно
усматривают нечто вроде даты написания в III:1-2, где Апостол просит Ф-в
молиться за него, чтобы Бог избавил его от беспорядочных и лукавых
людей. В этом иногда видят намек на взрыв еврейской ненависти и
фанатизма, имевший место как раз к концу пребывания Апостола Павла в
Коринфе (Деян XVIII:12-13). Но нужно сознаться, что намек слишком
неопределенен, чтобы на нем можно было строить какие-нибудь выводы
касательно времени написания нашего послания. Как мы выше видели, 1 Ф.
было написано или в конце 50 г., или же в начале 51-го; если теперь
допустить, что некоторое время было необходимо как для взаимного обмена
известий так и для развития внутреннего построения в Ф-ой церкви, то
можно будет отнести написание второго послания или к концу 51-го г., или
же к началу 52 (в апреле 52 г. Апостол Павел оставил Коринф; смотри Н.
Н. Глубоковский, хронология, стр. 131-132). Относить написание нашего
послания ко времени после 70 г. не позволяет соображение в), а также и
ст. 7 главы II-ой, где "удерживающий" несомненно римская власть, взгляд
на которую, после гонения Нерона, изменился у христиан радикально. Нет
никаких решительно оснований и для того мнения (Гроция, Баура, Эвальда),
что будто бы второе послание в сущности есть первое по времени
происхождения (по Эвальду - оно было послано Апостолом Павлом из Верии;
а наше первое - второе по времени появления - написано в Коринфе). Чтобы
убедиться в этом, достаточно только сравнить все второе послание с 1 Ф.
II:17; III:6. Самое поверхностное сравнение покажет, что II:17; III:6
никоим образом не могло быть написано Апостолом Павлом раз он написал
уже Ф. второе послание. Наоборот - раз мы примем традиционный порядок
посланий, для нас оба они станут ясны и будут прекрасно дополнять друг
друга. "Первое послание описывает, как Ф. приняли Евангелие, в то время
как второе указывает на их прогресс в вере и любви; первое намекает на
начало, второе на рост христианской жизни. В первом указано начало
эсхатологических волнений, второе описывает их во всей силе развития.
Наконец, II:15 и III:15 будут трудно объяснимы при том предположении,
что второе послание есть первое, а не второе по времени своего
появления. Итак - второе послание написано в Коринфе, в конце 51, или в
начале 52 г. и написано после первого послания.
Свидетельства о втором послании к Фессалоникийцам имеются от первых
веков. С этим посланием был знаком Св. Поликарп Смирнский, который, в
своем послании к Филиппийцам, пишет следующее: "sobrii ergo estote et
vos in hoc; et non sicut inimicos tales existimetis, sed sicut
passibilia membra et errantia eos revocate, ut omnium vestrum corpus
saluetis". Здесь слова "non sicut ininucos tales existimetis"...
напоминают собою слова второго послания к Фес-м в III:15. В той же главе
Св. Поликарп пишет несколько выше: "de vobis etenim gloriatur (Paulus)
in omnibus ecclesiis"... что сильно напоминает собою I:4 нашего
послания.
Надо думать, что здесь Св. Поликарп заимствует слова у Апостола Павла,
сказанные последним о церкви Ф., и прилагает их к церкви Филиппийцев, с
которой Апостол был в особенно хороших отношениях. Отголоски нашего
послания можно находить у Св. Иустина Мученика (140 по Р. X.) в его
Dial. cum Tryph. Главы XXXII, СХ, СХІІ. Второе послание прямо цитируется
у Св. Иринея Лионского (напр. в Adv. haeres. V:25, I: "in epistula, quae
est ad Thessalonicenses secunda"...), y Климента Александрийского и
Тертуллиана. Оно имеется в каноне еретика Маркиона и в Мураториевом
каноне. Если бы допустить, что наше послание неподлинно, то тот факт,
что оно имеется уже в каноне Маркиона, говорит против всякой решительно
гипотезы, относящей написание нашего послания к 100-120 г. по Р. X. Что
же касается внутренних данных в пользу подлинности второго послания, то
их достаточно для того, чтобы приписать послание именно Апостолу Павлу.
Оно носит на себе отпечаток характера Апостола Павла; здесь мы встречаем
и его живую симпатию по отношению к своим ученикам (I:4), и его нежные
упреки им (III:14-15) и его похвалу (I:5), а также характерный для
Апостола способ упоминать себя (III:7-9) и его желание, чтобы Ф-цы
молились о нем и его проповедническом деле (III:1).