|
|
II Петра
Писатель послания, известного в каноне под именем второго послания Ап.
Петра, в самом подписании называет себя Симоном Петром, рабом и
Апостолом Иисуса Христа, т. е. теми же именами, которыми он называл себя
и в 1-м послании, с прибавлением двух: Симон, раб (I:1). В самом
содержании есть немало черт сходства с содержанием первого послания, а
также указаний на личность великого первоверховного Апостола Петра. В
самом начале послания, I:2-4, Апостол, как бы продолжая речь в конце
первого послания, V:12, говорит о величии благ христианской веры и
высоте облагодатствованного состояния христиан. Затем о себе Апостол
говорит, как об очевидце величия Господа Иисуса Христа и славы Его
преображения (I гл. ст. 16-17), а в III:1 замечает, что читателям он
пишет уже второе послание. Дух послания, пламенность речи, отражающая
пламенную ревность Ап. Петра, в свою очередь свидетельствуют о
принадлежности ему и второго послания. Наконец, в отношении свящ.
писателя послания к Ап. Павлу, которого он называет своим возлюбленным
братом (III:15) и об искажении учения которого невеждами он скорбит
(III:16), тоже можно видеть печать апостольского духа св. Петра. Вообще,
по совокупности всех данных содержаний 2 посл. Ап. Петра, "оно есть
напоминание о том, что прежде писано" (блаж. Феофил.), и именно
Апостолом Петром.
Но, несмотря на эти внутренние свидетельства принадлежности 2 послания
Ап. Петра именно первоверховному Апостолу, многие исследователи нового
времени, начиная еще с Эразма, Кальвина и Г. Гроция, оспаривают
подлинность этого послания и считают его написанным неизвестным
апостольским учеником. Основанием для этого указывают прежде всего
отсутствие до начала III христианского века прямых свидетельств о 2-м
Петровом послании, причем не раз были высказываемы и сомнения в
происхождении его от св. Ап. Петра. Второе Соборное послание Ап. Петра
не находится в сирском переводе Пешито (2-го века), нет о нем упоминания
и в так называемом фрагменте Муратория. Однако, если действительно вся
Церковь признала это послание подлинным лишь в конце IV века, а в
предыдущие века в некоторых церквах оно оставалось неизвестным, то это
более всего свидетельствует о той крайней осторожности и разборчивости,
с какою Церковь вела дело установления новозаветного канона. Впрочем,
косвенные свидетельства известности 2 Петра древнейшим церковным
писателям, бесспорно, существуют, как показывают отдельные выражения и
мысли, весьма близко напоминающие соответствующие места из 2 Петра. Это
именно нужно сказать о первом послании св. Климента Римского к
Коринфянам (гл. IX, ср. 2Пет. I:17; II:5; гл. XXXV, ср. 2Пет. II:2), о
"Пастыре Ермы" (Виден. 3:7; см. 2Пет. II:15, 21, 22), о сочинении св.
Иустина Мученика "Разговор с Трифоном Иудеем" (гл. LXXXI, ср. 2Пет.
III:8) и соч. Феофила Антиохийского, Ad Autol. 2:9; ср. 2Пет. I:21. По
свидетельству Евсевия Кесарийского, Климент Александрийский даже написал
толкование на 2 Петра (Ц. Ист 6:14, 1), что, конечно, указывает на
глубокое уважение к этому посланию в древней Церкви. А Ориген, упоминая
о том, что подлинность 2 Петра некоторыми оспаривается, сам, однако,
признает его подлинным, говоря, например: "Петр двумя трудами своих
посланий вещает" (Migne. s. gr. t. 12:857). Решительно признавали
подлинность 2 Петра св. Дидим и Афанасий Александрийские" (Воскресн.
чтен. 1877. № 38).
Неподлинность 2 послания Ап. Петра в новое время пытались доказать и из
внутренних оснований - из замечаемых в содержании послания черт
несходства, различия в сравнении с содержанием 1 Послания. Так, говорят,
в богословии 1 послания, главное понятие - понятие надежды (elpiV), во
2-м - понятие - знания (epignwsiV). В 1-м послании не раз говорится о
близости парусин второго пришествия, во 2-м читаем лишь о внезапности,
но не близости парусин. В 1 -м послании неоднократно говорится о
гонениях на христиан, во 2-м же говорится о возможном или действительном
появлении лжеучителей, от которых Апостол предостерегает читателей. В
первом послании Апостол Петр весьма часто пользуется книгами Ветхого
Завета, во втором же послании почти нет буквальных цитат из Ветхого
Завета; язык первого послания обилует гебраизмами, язык же второго
приближается к эллинистическому диалекту. Но все эти черты различия
между обоими посланиями часто крайне преувеличены; например, понятие
христианской надежды, несомненно, присуще писателю 2 Петра (I:4, 11;
III:12), равно как и идея христианского знания совершенно не чужда, а,
напротив, присуща и свящ. писателю первого послания Ап. Петра (I:12, 25,
26; II:2), частью, совершенно субъективны или даже мнимы, каковы
различия в языке и стиле, частью же вполне естественны и в произведениях
одного писателя, писанных в разное время и отражающих поэтому разные
события или обстоятельства: при написании первого послания христианам
угрожали внешние гонения, а во время составления второго послания
обозначались внутри христианского общества зачатки еретических учений; и
то, и другое нашло соответствующий отклик со стороны великого Апостола.
Таким образом, ни внешние свидетельства о послании, ни внутренние данные
содержания его не заключают в себе ничего, что заставляло бы отступить
от церковного воззрения на 2 Петра, как подлинное произведение
первоверховного Апостола Петра.
Ближайшим побуждением к написанию этого послания было желание
старца-Апостола, приблизившегося уже к смерти (I:14-15), - дать
предостережение и орудие христианам против нарождавшихся лжеучений. Имея
много общих черт в изображении последних с 2 посланием Ап. Павла к
Тимофею (III гл.), второе послание Ап. Петра является, вероятно,
современным последним писанием: как 2Тим. есть последнее послание
Апостола языков и составляет предсмертный завет его Церкви, так и 2Пет.
написано Ап. Петром незадолго до его смерти и тоже является
произведением предсмертных пророческих вещаний великого Апостола; и то и
другое послание написаны были в Риме, около 66-67 гг. по Р. X.
В русской литературе, кроме не раз упомянутого труда Преосвящ. епископа
Михаила - Толковый Апостол, ч. 2-я (Киев, 1905), имеются еще: 1) архим.
(ныне архиеп.) Никанора - "Общедоступное объяснение второго Соборного
послания святого Апостола Петра". Казань, 1889, 2) иеромонаха (ныне
епископа) Теория - "Изъяснение труднейших мест 2 Петра". Симферополь,
1901, и 3) профессора о. протоиерея Д. И. Богдашевского - "Второе
соборное послание св. Апостола Петра" (в "Опытах по изучению Священного
Писания Нового Завета, Вып. I") Киев, 1909.