|
|
I Петра
Глава
5
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и
соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но
охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу,
облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а
смиренным дает благодать.
6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как
рыкающий лев, ища, кого поглотить.
9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания
случаются и с братьями вашими в мире.
10 Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе
Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да
утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.
11 Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
12 Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего
брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная
благодать Божия, в которой вы стоите.
13 Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк,
сын мой.
14 Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе
Иисусе. Аминь.
Наставление пастырям и пасомых (1-9). Апостольское приветствие (10-11).
Приветствия и извещения (12-14).
1 Обращаясь в заключительной главе послания с наставлениями ко всем
читателям, пастырям и пасомым, Апостол Петр прежде всего устанавливает
свой авторитет наставника в Церкви. Обращаясь с своими наставлениями к
пастырям-пресвитерам - presbuteroV именно в смысле должности в Церкви
(ср. Деян 11:30; 20:17), а не в смысле преклонного возраста (слав.
"старцы"), Апостол смиренно называете себя их сопастырем (o
sumpresbuteroV). "Потом, желая показать, что он преимуществует пред
ними, и что называет себя пресвитером по смиренномудрию, выставляет свое
достоинство, именно то, что он свидетель Христовых страданий. Он говорит
как бы так: если я, изъяснивший вам такие видения, не нахожу низким
называть себя сопресвитером, то и вам несправедливо возноситься над
подчиненными своими" (блаж. Феофил.). Апостол называет себя свидетелем
страданий Христовых не только в том смысле, что он проповедовал о
страданиях и смерти Христовых, очевидцем которых он был, но и в том, что
в самой жизни и деятельности своей он сделался исповедником Христовым,
перенося различные страдания за имя Христово; быть может, Апостол
предвидел, по внушению Божию и согласно предречению Самого Господа о
мученической кончине Ап. Петра (Ин ХXI:18-19), свои страдания и смерть
за Христа и в этом предведении называл себя исповедником Христовым.
Наконец, в том же cт. 1 Апостол именует себя общником, соучастником (coinwnoV)
будущей славы в Царстве Христовом, в несомненности которой для всех
истинных исповедников веры Христовой Апостол твердо уверен (ст. 4), как
и Ап. Павел (Кол 3:4; 1Тим. 4:8).
2-4 Апостол подробно раскрывает евангельский образ истинного духовного
пастыря (Ин Х, 1-16). Апостол трогательно и настойчиво увещает духовных
пастырей стада Божия пасти и охранять вверенное им наследие Божие (ср.
Деян 20:28). Раскрывая понятие истинного пастырства, Апостол
предостерегает пастырей от трех нравственных недостатков и вместе
требует он три, противоположные этим недостаткам, добродетели: пастыри
должны пасти стадо Божие 1) не по принуждению, но охотно и богоугодно,
2) не по корыстолюбию, а усердно, 3) не по честолюбию или властолюбию,
но подавая в себе самих добрый пример. "Не нуждою" пасет тот, кто в
самом себе предлагает своим пасомым пример доброй деятельности и тем
побуждает их друг пред другом соревновать учителю. "Не неправедными
прибытки" пасет тот, кто не выступает вперед с гордостью и не высится
над подчиненными, но живет нероскошно, или кто не домогается драгоценных
одежд и роскошных яств, которые производят гордость и служат поводом к
гнусной корысти. "Причтом" (жребием) называет священное собрание" (блаж.
Феофил.). При условии соблюдения пастырями этих апостольских требований
Апостол с несомненностью обещает им небесную награду в будущем Небесном
Царстве (ср. I:4; Ин 2:28).
5-6 Если существенный долг пастырей, как старших членов Церкви по
положению и должности, состоит в должном попечении о младших членах
Церкви - о всех вообще членах не иерархического достоинства, то все эти
последние первее всего обязаны долгом повиновения пастырям, а также все
должны подчиняться друг другу по долгу христианской любви, кротости и
смирения. Спасительность смирения, вопреки гибельности гордости, Апостол
доказывает, подобно Ап. Иакову (Иак 4:6), ссылкою на Притч 3:34 по
греческому переводу. В ст. 6, указывая, как и ранее (IV:17), на
предстоящий суд Божий, угождает всех вообще христиан смириться, сознать
свое бессилие пред величием и силою Божиею - в надежде, что Господь,
рано или поздно, в свое время вознесет смиренных: "словом - во время -
намекается на возвышение в будущем веке, каковое возвышение и оно только
одно неизменно и прочно. Ибо здешнее возвышение не безопасно и не
твердо, но скорее унижается, нежели возвышается" (блаж. Феофил.).
7 Христианину, всецело смиряющему себя под крепкую руку Божию,
свойственно всю суетливую заботливость отложить и всю надежду возложить
на промыслительное попечение Божие, по заповеди и обетованию Христа
Спасителя (Мф 10:30; Лк 21:18).
8-9 Но предавать себя воле Божией, Промыслу Божию не значит предаваться
беспечности: беспечность противна Божию попечению о людях и крайне
гибельна для их нравственного состояния уже потому, что люди окружены
темными силами, поставляющими всяческие соблазны и препятствия их
спасению. Апостол с отеческою любовью и заботливостью предостерегает
читателей от опасной беспечности, которою особенно пользуется на гибель
людей диавол. "На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть
поглощенным суетою) и через то обременяют трезвость души, нападает
лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает
всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим,
т. е. ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых
помыслов и не отвлек от истинной жизни" (блаж. Феофил.). Противник или
враг рода человеческого - диавол здесь (ст. 8) за жестокость и лютость
сравнивается со львом, который с рыканием ищет добычи своей жадности и с
этою целью обходит землю (ср. Иов 1:7) и причиняет гибель и вред всякого
рода беспечным и нерадивым. Апостол поэтому сильно возбуждает внимание и
энергию верующих к борьбе с исконным врагом людей: "противостойте ему
твердою верою" (ст. 9), что близко напоминает соответствующее
наставление Ап. Иакова (IV:7). Побуждением к безропотному терпению
скорбей и к борьбе с диаволом Апостол указывает и ту мысль, что
страдания - общий удел первохристиан. "Вероятно, много скорбей за Христа
претерпевали, которым писал это Апостол Петр: потому-то он и утешает их
в начале и в конце послания, -там тем, что они становятся общниками в
страданиях Господа, а здесь тем, что страдают не они только одни, но и
все верующие, живущие в мире" (блаж. Феофил.).
10-11 Но высшее утешение читателям в их страданиях Апостол предлагает,
указывая на благодать Божию, которая сильна превозмочь все испытания для
христиан на пути к совершенству и привести верующих к совершенному
осуществлению целей Божественного призвания их к спасению.
Богу-Спасителю людей Апостол здесь, ст. 11, воссылает славословие (ср.
Мф 6:13).
12 В конце послания Апостол обозначает путь и посредство, которыми он
воспользовался для передачи этого послания читателям, указывая именно на
Силуана, бывшего прежде спутником Ап. Павла (Деян 15:40; 2Кор. 1:19; 1
Сол 1:1), как на передатчика послания, и, по замечанию Апостолом,
человека и труженика на евангельской ниве вполне верного. Вместе с тем
Апостол кратко обозначает тему или основную сущность послания, указывая
ее в свидетельстве об истинности, несомненной действительности благодати
Божией, в которой призваны и стоят христиане (ср. I:10 сл.).
13-14 В послесловии требуют объяснения слова: "в Вавилоне",
"соизбранная" (suneklektikh) и (Марк) "сын мой". Что Вавилон в ст. 13,
вероятно, означает Рим, мы уже говорили в предисловии к комментарию. В
древности, а отчасти и в новое время, некоторые толкователи понимали
выражение "соизбранная" в смысле жены Апостола Петра, а Марка (Апостола
и евангелиста) считали плотским его сыном (догадку эту основывали на
рассказе Деян XII гл.). В действительности же "избранною" называет
Церковь Божию, составившуюся в Риме. Марком называет евангелиста, именуя
его и сыном по Духу, а не по плоти" (блаж. Феофил.). Оканчивает свое
послание Апостол приветствием любви и мира. Тогда как Павел пишет (Рим
16:16; 1Кор.16:20), чтобы верующие приветствовали друг друга "целованием
святым", Петр говорит: приветствуйте "целованием любви". Но у обоих
мысль одна и та же. Павел знает, что любовь о Господе больше всех
добродетелей, даже мученичества за Христа, и потому целованием святым
называет то, которое дается в Боге. И Петр, когда говорит о целовании
любви, разумеет: истинной любви. Посему и прибавляет: "мир вам всем во
Христе Иисусе". Говорит не об обычном, человеческом мире, но желает им
получить тот мир, которого удостоил их Христос отходя на страдания и
говоря: "мир оставляю вам", и замечая о различии: "не так, как мир дает
вам" (Ин 14:27) (блаж. Феофил.).